Будущее российского автопрома за газовым топливом

ЭСКО. Энергетика и промышленность

В начале апреля 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел выездное совещание о мерах стимулирования российской автомобильной промышленности в Нижнем Новгороде на заводе ГАЗ. Завод запускал в серийное производство новое поколение «ГАЗели» — «ГАЗель NEXT». Ряд заявлений премьера не только показал, что российскому автопрому ещё следует много сделать, чтобы стать рентабельным и конкурентноспособным на мировом рынке, но и прочертил совершенно новое для России направление.

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает — внедрение газового топлива потребует от правительства серьезных решений в регулировании цен на энергоносители. «Тема использования газа в качестве моторного топлива стара как мир, она ещё в советские времена внедрялась в жизнь. Главная проблема, которая препятствует использованию газомоторного топлива, — нет видимых и ощутимых экономических стимулов и выгод при использовании топлива в сравнении с традиционными видами топлива. Газовое топливо должно быть примерно на 50% дешевле бензина. Если этого не сделать, то всё-таки бензин гораздо экономичнее, выгоднее и безопаснее по сравнению с газомоторным топливом», — сказал он.

Удивительно, но в рамках СНГ первыми по пути перевода автотранспортных средств с бензина на газовое топливо пошли в Армении – из-за значительных перебоев с поставками бензина и дизельного топлива в 90-х годах, вызванных военными действиями за Карабах. И, кстати, недельный кризис августа 2008-го между Грузией и Южной Осетией доказал, что Армения инстинктивно в 90-е сделала не самый неправильный выбор – повторившиеся перебои с поставками традиционного топлива мало сказались на пассажиро- и грузоперевозках внутри Армении. Но интересно и другое. Ещё в сентябре 2010 года в рамках III Международной конференции «Газ в моторах-2010», состоявшейся в ООО «Газпром ВНИИГАЗ», её участники констатировали, что «метан — автомобильное топливо не завтрашнего, а сегодняшнего дня».

Перспективы Развития Российского Автопрома

По прогнозам специалистов уже через 3-4 года уровень продаж в России достигнет отметки 4 миллиона штук в год.

Представители комитета автопроизводителей говорят о возможном увеличение продаж на 7-8 %, что составит порядка 400 тысяч автомобилей. Существенную долю среди которых составят новые модели автомобилей, например , Golf 7 (Гольф 7)

Перспективы есть и довольно таки не плохие, но при условии, что Россия не вступит в ВТО. Вступление России в ВТО может привести к краху отечественных автопроизводителей, считают эксперты. По прогнозу минэкономразвития, после вступления в ВТО производство легковых автомобилей в стране к 2014 году может снизиться на 58% по сравнению с результатами 2010 года, а грузовых — на 98%.

Планы правительства «можно назвать амбициозными». Они исходят из того, что до 2020 года в отрасль впервые придут гигантские деньги — от 1,2 до 1,8 триллиона рублей. Причем только треть этой суммы дадут российские игроки, а остальные деньги — иностранные производители, которых еще предстоит привлекать в Россию. Наибольшая потребность в инвестициях приходится на 2011 и 2012 годы и составляет около 139,5 миллиарда и 85,9 миллиарда рублей соответственно.

В марте текущего года правительство запустило программу по утилизации старых машин, в рамках которой владелец сдаваемого транспортного средства получит бонус в 50 тысяч рублей, который может быть использован при приобретении новой автомашины. По расчетам Минпромторга, с помощью этой меры, которая уже помогла после кризиса оживить автопром в США, Германии и ряде других стран, удастся обеспечить продажи в России около 200 тысяч новых машин

Несмотря на не очень быстрые темпы ,можно сказать о развитие автомобильного рынка в России. По-прежнему поставляются контрактные запчасти из Японии и других стран для оказания полноценной поддержки, но пока в России ещё велика доля поддержанных автомобилей

Мы провели опрос и выясняли что жители нашего города думают о отечественных автомобилях.. И получили такие результаты

считают что отечественные машины – это Хорошее авто!

Не являются автомобилями!

За такие деньги нормально! Лучше взять новую нашу, чем б/у иномарку

Хорошие авто , отличное соотношение цена-качество

В ближайшее время Россия станет лидером мирового авторынка, считают отечественные и иностранные эксперты. К 2014 году в России будет 56 миллионов транспортных средств, а уровень автомобилизации составит 400 машин на 1000 жителей.

Если в прошлом году было собрано 340 тысяч иномарок, то в этом году будет 660 тысяч. В 2012 году объем производства только на зарубежных заводах в России превысит миллион автомобилей.

Теперь в России будет производиться бестселлер американского авто рынка обновлённый Ford Explorer. Сборка данной модели начнётся на заводе в Татарстане

Что касается отечественного, автопрома повышения рекомендуемых цен в 2012 году не планируется, но и не исключается.

Между тем АВТОВАЗ продолжает сообщать о своих планах на ближайшую пятилетку. Одним из которых является новая Lada Granta . Цена которой будет удерживаться в пределах от 340-355 тысяч рублей .

АВТОВАЗ планирует начать производство автомобилей Lada Largus и до конца года

выпустить 30 тысяч штук. Об этом сообщил президент АВТОВАЗА, Игорь Комаров. Цена будет приблизительно около 320 тысяч рублей.

Тем временем, Владимир Путин 1 апреля провел «тест драйв» нового российского электромобиля. «Ё — мобиль» как его окрестили создатели, оснащен гибридной силовой установкой. Цена автомобиля составит до 450 000 рублей

Гендиректор «Городского автомобиля» Андрей Бирюков говорит о том, что новый российский электромобиль выгодно отличается от всех остальных производимых в мире « Ё – мобиль» не нуждается в подзарядки от электросети, несмотря на то, что его основной двигатель электричество.

АвтоВАЗ готовится к серийному выпуску своего первого электромобиля, построенного на базе Lada Kalina и получившего имя ELLada. Первая партия в 100 машин будет выпущена в следующем году.

«Появление 100 электромобилей ELLada в следующем году — это реальность», — заявил вице-президент компании по техническому развитию Евгений Шмелев. По его словам, стоимость электромобиля от «АвтоВАЗа» примерно вдвое превысит цену своего донора, то есть Lada Kalina. В настоящее время «Калина» продается по цене от 280 до 390 тысяч рублей в зависимости от комплектации.

Кроме , того АВТОВАЗ создал несколько модификаций LADA Antel на топливных элементах .

К слову, сейчас на Волжском автозаводе проводится цикл испытаний автомобиля Lada Priora CNG. Основным топливом для этой модели выступит сжатый природный газ.

Список источников и литературы

1. Можаретто И. Знак ВТО на груди у него [Текст]/И. Можаретто// За рулём. -2012. — №2.

2.Транспортная система России-2009 [Текст] Вып. М-вом трансп. РФ. – М : Реал-Медиа .2009. -360 с –(к 200-летию транспортного ведомства и образования на транспорте в России)

Будущее российского автопрома за газовым топливом

На совещании, прошедшем на днях в Сочи, президент Владимир Путин поднял вопрос об активном внедрении в России автомобилей на газовом топливе. Идея эта не нова и обсуждалась еще прошлым составом правительства. Однако широкое развитие данная идея получила именно сейчас.

Буквально накануне премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил разработать меры по государственной поддержке производства и использования транспортных средств и сельскохозяйственной техники, работающей на природном газе. Также в данную программу вошло и создание соответствующей инфраструктуры по заправке, сервисной инфраструктуре и так далее.

В соответствие с распоряжением главы кабинета министров уже к следующему году должен быть разработан комплекс мер, которые позволят к 2020 году существенно увеличить использование газа в виде топлива, как для автомобильного транспорта, так и при осуществлении перевозок, а также в специализированной технике.

На сочинском совещании были подняты вопросы об экономическом обосновании использования газа и его экологической чистоте в сравнение с классическими углеводородами типа бензина и дизтоплива. В частности, было сказано о том, что газ дает в два-три раза меньше выбросов в атмосферу при достаточно высокой топливной эффективности.

На сегодняшний день наша страна находится на 20-м месте в мире по использованию газа в автомобильном транспорте, хотя владеет 20 процентами от всех мировых запасов этого природного топлива. Президент считает, что у страны есть все возможности как в отношении ресурсов, так и техники, выйти в данной области на лидирующие мировые позиции. Однако при этом существует ряд вопросов, которые требуют решения.

Наиболее важным является подготовка нормативно-правовой базы и повышение интереса к газобаллонным автомобилям со стороны потенциальных покупателей. Среди мер стимулирования могут использоваться льготы, однако до их введения отечественная автомобильная промышленность должна предложить современные технические решения. По мнению президента, подобные наработки у автопрома имеются.

Безусловно, важно и создание соответствующей инфраструктуры. При этом в нее должны включаться не только заправочные станции, но и система технического обслуживания автомобилей с газобаллонным оборудованием. Кроме того, должно быть уделено внимание и безопасности, для чего должны быть реализованы самые жесткие стандарты. При этом в рамках совещания был отмечен и позитивный мировой опыт в данной области.

Касательно льгот высказался и глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, предложив президенту возобновить программу утилизации старых автомобилей, но менять старые авто на соответствующие новые модели, оснащенные газобаллонным оборудованием. На слова президента о том, что программа утилизации носила антикризисный характер, Зубков отметил, что данная отрасль на сегодняшний день также находится в кризисе. Кроме того, он отметил, что данная новация окажется крайне выгодной для граждан, поскольку сейчас одна заправка автомобиля в среднем обходится в 1200 рублей. При переходе на газ эта цена снизится до отметки всего в 400 рублей.

Безусловно, на сегодняшний день в данной области существует немало проблем, и подобного рода проект не может быть реализован в течение нескольких месяцев. По словам главы компании «Роснефть» Игоря Сечина, необходима синхронизация программ поставщиков топлива и технического оборудования с возможностями потребителей.

Президент сразу же дал поручения по данному вопросу и уже подписано соглашение с концерном «Фольксваген», у которого имеется огромный опыт в конструировании автомобилей на «голубом топливе». Стоит напомнить, что концерн имеет собственное автосборочное предприятие под Калугой и наверняка сможет принять участие в реализации данного проекта.

Кроме того, разработки газобаллонных силовых установок для малотоннажных грузовых авто имеется у группы компаний ГАЗ, а также у АвтоВАЗа. Таким образом, технический ресурс для реализации проекта действительно имеется.

Развитие же системы заправок и сервиса также вполне возможно в случае, если правительство предпримет ряд мер по стимулированию организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в данной области. Об этом также говорилось в рамках совещания.

Существенным станет и возможность появления льгот, в том числе касательно отмены либо существенного снижения транспортного налога, что может послужить эффективным инструментом для пробуждения у граждан интереса к переходу на газовое топливо.

Возрождение программы утилизации также может стать сильнейшим мотивирующим фактором. Ведь опыт подобной схемы уже имеется, и экономический результат был вполне впечатляющим. Правда, выдаваемые за «автохлам» в прошлом 50 тысяч рублей сейчас уже не столь ценны, как было ранее, однако не исключено, что новая программа может оказаться более привлекательной с экономической точки зрения.

Впрочем, все это – вопрос будущего, а о том, что принесет совещание рядовым автомобилистам, мы узнаем в ближайшем будущем.

ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО КАК КОНКУРЕНТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА

В начале апреля 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел выездное совещание о мерах стимулирования российской автомобильной промышленности в Нижнем Новгороде на заводе ГАЗ. Завод запускал в серийное производство новое поколение «ГАЗели» — «ГАЗель NEXT». Ряд заявлений премьера не только показал, что российскому автопрому ещё следует много сделать, чтобы стать рентабельным и конкурентноспособным на мировом рынке, но и прочертил совершенно новое для России направление.

«Мы не должны ограничиваться сборкой, а должны импортировать самые современные и создавать свои технологии», — заявил Медведев, выделив российское грузовое автомобилестроение. Премьер подтвердил, что правительство будет продолжать поддерживать отрасль, правда, ориентируясь на международные обязательства РФ. Ну а дальше большая часть совещания пошла по несколько другой теме — по поводу перспектив развития в России альтернативных видов топлива, включая сжатый и сжиженный газ. «Мы почти ничего здесь не делаем, если говорить по-честному, — заметил премьер-министр. — Есть мировые тренды, и мы не можем их игнорировать».

По сути, Медведев призвал в кратчайшие сроки обеспечить перевод российского автомобилестроения на производство газомоторных моделей, способных конкурировать на мировом рынке с лучшими образцами. По его словам, сделать российский автопром конкурентоспособным могли бы альтернативные виды топлива, например, газ. Особой дискуссии даже не было. За альтернативные виды топлива как новый стимул развития автомобильного рынка выступали все без исключения автопроизводители.

«Альтернативное топливо является лучшим направлением развития. Особенно в России», — убеждал председатель Совета директоров ОАО «Русские машины» Зигфрид Вольф. Оно в два раза эффективнее обычного бензина. Гендиректор «КамАЗ» Сергей Когогин в доказательство приводил данные поступающих к ним заказов на автомобили, работающие на газе: если начинали со считанных экземпляров, то теперь счет дошел до тысячи. Для развития как производства альтернативного топлива, так и использования его автотранспортом было, по традиции, предложено внести изменения в Налоговый кодекс и, в частности, обнулить ставку транспортного налога для автомобилей на газомоторном топливе. «Переход на газомоторное топливо способен изменить ситуацию, и в этом смысле мы должны использовать этот переход как наше естественное конкурентное преимущество с учетом наших газовых возможностей, — пообещал дать поручения премьер. — Надеюсь, это будет фактором повышения конкурентоспособности экономики страны в целом».

Итак, автопром России переходит на качественно новый для себя этап развития. Такой шаг мог бы вывести РФ в лидеры мирового автопрома, считают эксперты, однако газ составит реальную конкуренцию бензину, только если будет дешевле традиционного топлива. В частности, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что внедрение газомоторного топлива действительно может сделать Россию лидером мирового автопрома. А значит – обеспечить перспективное направление развития всей автомобилестроительной отрасли.

«Как ни странно, мы действительно можем оказаться впереди тренда, тренда вполне реального. Очень важный вопрос, какой будет тренд эволюции автомобильного транспорта. Все говорят, что природный газ будет выходить на первое место. Да, сейчас нет сети заправочных станций ни в России, ни за рубежом, но человечество ищет альтернативу. В Америке бум газа: энергетика переходит на газ, и автомобили будут переводить на газ постепенно. А если это в Америке пойдет, это уже будет глобальным трендом, потому что мы прекрасно понимаем, где основное количество автомобилей в мире будет запускаться», — уверен эксперт.

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает — внедрение газового топлива потребует от правительства серьезных решений в регулировании цен на энергоносители. «Тема использования газа в качестве моторного топлива стара как мир, она ещё в советские времена внедрялась в жизнь. Главная проблема, которая препятствует использованию газомоторного топлива, — нет видимых и ощутимых экономических стимулов и выгод при использовании топлива в сравнении с традиционными видами топлива. Газовое топливо должно быть примерно на 50% дешевле бензина. Если этого не сделать, то всё-таки бензин гораздо экономичнее, выгоднее и безопаснее по сравнению с газомоторным топливом», — сказал он.

Ему вторит начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских: «Газомоторное топливо опробовали ещё в XIX веке. В нашей стране программа использования газомоторного топлива была начата ещё перед войной и десятки лет по дорогам уже ездили автомобили на газе. Однако низкие цены на нефть и социальные потрясения девяностых существенно затормозили процесс развития использования газомоторного топлива. Кроме того, при использовании газа есть повышенные уровни опасности, с которыми нужно уметь работать, да и сеть заправочных станций очень разрежённая, что создаёт большие неудобства. В последнее десятилетие, в связи с ростом цен на нефть и заметных отставаний по стоимости энергетически эквивалентных объёмов газа, об использовании газа вновь стали задумываться всерьёз».

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считае, что рост доли газомоторного топлива возможен за счет перехода общественного транспорта на газ: «Это даст, с одной стороны, экономию средств, а с другой – повысит экологичность этого транспорта, что можно соотнести с переходом на стандарт «Евро-6». Однако существует ряд ограничений. Первое – это наличие необходимой газозаправочной инфраструктуры и первоначальных вложений для перевода транспортных средств на газ».

В настоящее время газомоторное топливо в Евросоюзе используют лишь 0,5% автомобилей. Однако и в ЕС наступает время серьёзных перемен в данной сфере. Так, к 2025 году Еврокомиссия планирует довести число автомобилей на газомоторном топливе до 15%. То есть, учитывая и пример США, российский премьер-министр прав – сжиженный газ как автомоторное топливо в скором времени может начать определять и лицо автопрома, и направление развития конкурентоспособности автомобилепроизводителей той или иной страны.

Удивительно, но в рамках СНГ первыми по пути перевода автотранспортных средств с бензина на газовое топливо пошли в Армении – из-за значительных перебоев с поставками бензина и дизельного топлива в 90-х годах, вызванных военными действиями за Карабах. И, кстати, недельный кризис августа 2008-го между Грузией и Южной Осетией доказал, что Армения инстинктивно в 90-е сделала не самый неправильный выбор – повторившиеся перебои с поставками традиционного топлива мало сказались на пассажиро- и грузоперевозках внутри Армении. Но интересно и другое. Ещё в сентябре 2010 года в рамках III Международной конференции «Газ в моторах-2010», состоявшейся в ООО «Газпром ВНИИГАЗ», её участники констатировали, что «метан — автомобильное топливо не завтрашнего, а сегодняшнего дня».

Например, в своем докладе президент Международной газомоторной ассоциации Габриэль Гоцци отметил, что последние пять лет в мире каждый день выпускаются 4 тыс. автомобилей, работающих на газе, строятся 8 новых заправочных станций. Выпускаются мотоциклы, легковые, грузовые автомобили, автобусы. И все они находят коммерческое применение. В частности, индийское подразделение японской Suzuki — Maruti Suzuki, начнет выпуск 5 новых моделей автомобилей, работающих на природном газе.

Относительно давно в этом направлении работают иранские и бразильские автомобилестроители. В Иране и Бразилии природный газ в качестве топлива используется на 1,665 и 1,632 млн единицах автотехники соответственно. Более того, в Иране пошли дальше – наладили выпуск и экспорт двухтопливых (могут заправляться и бензином, и газом) автомашин. В настоящее время в Иране насчитывается свыше 2 млн. 880 двухтопливных автомобилей. К слову, этот пример широко применяется и в Армении – многие авто на улицах и шоссе Армении могут заправляться и бензином, и газовым топливом. Приведённые примеры, как и озвученное Дмитрием Медведевым направление развития российского автопрома, показывают, что хотя тема не нова и для России, тем не менее, при всех «за» и «против», газопливная автотехника и, не исключено, именно ее «иранская» (двухтопливная) разновидность могут вывести российский автопром в число лидеров, учитывая запасы природного газа в РФ и возможности страны.

Виген Акопян специально для Центра энергетической экспертизы