Диагностируем тормозную систему своими руками

Диагностируем тормозную систему

Каждый водитель знает, что исправная тормозная система является гарантией безопасности в любых ситуациях. При обучении в автошколе каждый инструктор советует будущим драйверам в любых непонятных ситуациях жать на тормоз. И это действительно обосновано. Не рекомендуем вам самостоятельно заниматься ремонтом тормозной системы, но произвести самостоятельную диагностику вы можете вполне.

Приготовим необходимые для этого инструменты: чистую тряпку, линейку (рулетку), канистру с тормозной жидкостью и стандартные автомобильные инструменты.

Проводить диагностику будем в несколько этапов, последовательно лучше всегда соблюдать:

  • Уровень тормозной жидкости. Следует периодически контролировать этот момент, так же как мы контролируем уровень масла. Правда тормозную жидкость следует проверять реже, все-таки ее расход не так велик. Не нужно опускать туда щуп или что-то похожее, ведь бачок с жидкостью полупрозрачный. На нем есть две отметки: min и max. Считается, что нормально, когда уровень жидкости находится ровно посередине между этими делениями. Учитывайте это и при доливке жидкости. Кстати, заливать следует только новую тормозуху. Крышка бачка крепится с помощью специальных жгутов, при этом она довольно плотно закручена. Не забывайте после доливки закрывать все в обратной последовательности.
  • Вакуумный усилитель тормозов. Здесь все еще проще. Заглушите двигатель, если он у вас до этого работал. Сделайте несколько качков педалью тормоза и отпустите ее до полного возвращение в исходную позицию. Теперь заведем движок и посмотрим на реакцию педали. Она должна немного уйти вниз. Это может говорить только о правильной работе вакуумного усилителя. Если этого не происходит, то вы столкнулись с неисправностью.
  • Рычаг стояночного тормоза. Проверять ручник нужно на практике, а именно тогда, когда ваш автомобиль нужно поставить под уклоном. Делается это на горке, наклон которой не выше 25 градусов. Заезжаем на нее и ставим автомобиль на стояночный тормоз. Если авто покатилось обратно (тормоз не функционирует), то последствия могут быть плачевными. Следует заметить, что вы с таким рычагом стояночного тормоза не пройдете технический осмотр. Желательно заняться этой проблемой как можно раньше, чтобы обеспечить безопасность и отсутствие трудностей при прохождении ТО.
  • Тормозные колодки. Здесь не требуется проводить какой-то визуальный осмотр на наличие трещин или деформации. Проверяются колодки на практике. Можно сказать, что их некорректную работу вы и так заметите при движении автомобиля. Достаточно просто разогнаться и резко затормозить. Желательно делать это на пустой трассе, если вы не уверены в правильной работе колодок.

Следует заметить, что проверка стояночного тормоза, тормозных колодок, уровня жидкости и вакуумного усилителя может быть произведена вами буквально за несколько минут. Делайте это как минимум пару раз в месяц, если не уверены в своем автомобиле. Желательно проверять все эти моменты и при покупке машины, это позволит вам сэкономить деньги.

Если вы заметили неисправность, то следует как можно раньше заехать на ремонт в СТО. Самостоятельный ремонт может делать только профессионал. Вам может показаться, что все в порядке, но тормоза подведут в самый неподходящий момент. Удачи на дорогах!

Как развальцовать тормозную трубку своими руками: инструкция, инструмент, видео

Развальцовка тормозных трубок – это процедура, выполнение которой может в любой момент потребоваться тому, кто имеет собственный автомобиль. Конечно, осуществление этой и любой другой операции, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортного средства, всегда можно доверить квалифицированным специалистам станций технического обслуживания, но многие автолюбители идут другим путем и стараются сделать все своими руками. Каждый автовладелец вправе сам решать, кому доверять техническое обслуживание своего транспортного средства, но многие из таких вопросов вполне можно решить самостоятельно.

Научиться самостоятельной развальцовке трубок совсем несложно

Функции тормозных трубок

Тормозные трубки являются неотъемлемым элементом тормозной системы любого автомобиля, которая отвечает за его остановку в необходимый момент. Чтобы понять, какое значение имеют такие трубки для работы тормозной системы в целом, следует хотя бы поверхностно познакомиться с принципом ее действия.

Итак, процесс остановки автомобиля, для выполнения которой задействуется тормозная система, состоит из следующих этапов.

  • При необходимости уменьшить скорость движения автомобиля или остановить его полностью водитель нажимает на тормозную педаль.
  • Связанный с педалью поршень главного цилиндра приводится в действие и начинает воздействовать на тормозную жидкость.
  • Под высоким давлением, сообщенным поршнем главного цилиндра, жидкость по трубкам и шлангам начинает поступать в цилиндры каждого колеса, воздействуя уже на их поршни.
  • Под давлением жидкости поршни воздействуют на тормозные колодки, которые прижимаются к тормозным дискам, останавливая вращение колес.

Схема тормозной системы автомобиля

Очевидно, что тормозные трубки играют важнейшую роль в работе всей тормозной системы, и при их поломке она полностью выходит из строя. Именно поэтому к ремонту данных элементов, к которому относится и развальцовка тормозных трубок, следует подходить со всей ответственностью.

В каких случаях нужна развальцовка тормозных трубок

По тормозным трубкам, как уже говорилось выше, тормозная жидкость под высоким давлением подается ко всем элементам системы. Когда пропускная способность таких трубок ухудшается, вся система начинает работать неэффективно, что приводит, в частности, к значительному увеличению тормозного пути. О том, что элементам тормозной системы, в том числе и трубкам, требуется диагностика (и, возможно, ремонт), могут свидетельствовать следующие характерные признаки:

  • появление посторонних звуков и пульсирующих движений при нажатии на педаль тормоза;
  • свободное движение педали тормоза при нажатии на нее;
  • утечка тормозной жидкости, что приводит к снижению давления и, соответственно, к неэффективному торможению и интенсивному износу тормозных колодок;
  • ведение автомобиля в сторону при торможении (такая ситуация, хотя и является косвенным признаком, также может указывать на то, что тормозные трубки нуждаются в ремонте).

Старые тормозные трубки в ужасном состоянии следует срочно заменить даже при отсутствии протечек

Однако основным признаком того, что тормозные трубки полноценно не выполняют свои функции и требуют развальцовки, является увеличение тормозного пути. Наиболее частыми причинами ухудшения работоспособности тормозных трубок являются:

  • нарушения в конструкции шестигранных головок, которыми снащены такие трубки;
  • ухудшение качества и надежности резьбовых соединений, попадание в них сора или закоксованной жидкости.

Такие неисправности, негативно отражаясь на техническом состоянии отдельных элементов тормозной системы, значительно снижают эффективность ее работы. Именно поэтому специалисты и автопроизводители рекомендуют проводить ее диагностику раз в полгода. Если привязываться к километражу, то выполнять такую процедуру необходимо через каждые 50 000 км пробега, а осуществлять замену резиновых трубок вне зависимости от их технического состояния надо через каждые 125 тыс. км пробега транспортного средства.

Особенности технологии

Ремонт автомобиля, с чем бы он ни был связан, редко вызывает приятные эмоции у автолюбителя. Это объясняется еще и тем, что такое мероприятие, как правило, сопряжено с определенными финансовыми расходами. Между тем, если говорить о ситуации, при которой необходимо развальцевать тормозные трубки, расходы на такую процедуру можно минимизировать, если выполнить ее своими руками.

Итак, чтобы развальцевать тормозные трубки своими руками, требуется не только подробно изучить теоретическую информацию по данному вопросу и просмотреть соответствующее видео, но и приобрести специальное приспособление. В набор для развальцовки тормозных трубок, который можно достаточно недорого приобрести во многих автомобильных магазинах, входят следующие инструменты и приспособления:

В набор для развальцовки входит, как правило, зажим под различные размеры трубок

Используя такой несложный набор, к которому надо добавить дрель (чтобы снимать фаски на концах труб), а также бензин, необходимый в качестве смазывающего материала, можно не только качественно выполнить развальцовку своими руками, но и сэкономить приличную сумму денег, которые пришлось бы заплатить специалистам станции технического обслуживания.

При замене трубки на новую сначала делаем копию по образцу старой

Непосредственно перед процедурой развальцовки с тормозной трубкой необходимо выполнить следующие действия.

  1. Трубку при помощи инструмента или вручную откручивают от тормозного цилиндра или суппорта.
  2. При помощи визуального осмотра определяют наличие повреждений на поверхности трубки. Если они находятся близко к ее краю, то трубку можно восстановить, если нет, то ее надо заменить на новую.
  3. Используя такой инструмент, как труборез, от края трубки отрезают участок с повреждением и обрезанный край обрабатывают бензином.
  4. Обрезанный конец трубки зажимают клещами и в его внутренней части при помощи дрели со сверлом соответствующего диаметра снимают фаску.
  5. Участок внутренней поверхности трубки, где была снята фаска, очищают от стружки. После этого конец трубки вставляют в штуцер, выступающий в роли соединителя.

Аккуратно укорачиваем трубку с помощью специального резака

После того как все вышеописанные действия выполнены, трубку необходимо развальцевать, для чего лучше всего использовать специальный станок. Развальцовка, выполняемая при помощи такого станка, осуществляется по следующему алгоритму.

  1. Конец трубки, который требуется развальцевать, вставляют в зажимное отверстие станка. При этом часть трубки, выступающая из зажимного механизма станка, должна составлять примерно 5 мм.
  2. При помощи специального пуансона, которым оснащен такой станок, конец трубки развальцовывают.
  3. При необходимости развальцовки второго конца трубки вся вышеописанная процедура выполняется в такой же последовательности.

Сдавливаем плашку прессом, визуально следя за образованием грибка, и получаем качественно обжатую трубку

В результате выполнения развальцовки с помощью такого прибора, с правилами и тонкостями работы с которым лучше всего ознакомиться по видео, конец тормозной трубки становится аккуратно расширенным. Использование специального станка позволяет регулировать параметры такого расширения, ведь для тормозных систем, используемых на автомобилях разных марок, они могут серьезно разниться. Как правило, в специальных наборах, при помощи которых развальцевать тормозные трубки можно своими руками, есть и лекало, позволяющее осуществлять контроль за результатом выполнения технологической операции.

Разворачивание конца трубки посредством специального ножа, расположенного на задней стенке резака

Таким образом, развальцевать трубки, используемые в тормозной системе автомобиля, несложно, если использовать для этого специальные инструменты и приспособления. Выполняя такую развальцовку своими руками, вы не только экономите деньги, но и полностью контролируете процесс выполнения технологической операции, от результатов которой зависит работоспособность вашего транспортного средства. В таких случаях всегда следует помнить о том, что автомобильный слесарь выполняет работу не для себя, поэтому и относится к ней соответственно. Чтобы не переживать за результаты самостоятельного ремонта своего транспортного средства, необходимо придерживаться нескольких простых рекомендаций:

  • четкое следование инструкциям, в качестве которых может выступать и видео;
  • использование для развальцовки только качественных инструментов, приспособлений и расходных материалов;
  • строгий контроль на всех этапах выполнения ремонтных мероприятий.

Следуя данным рекомендациям, вы сможете не только качественно развальцевать тормозные трубки, но и выполнить многие другие работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом своего автомобиля, не переживая за результат этих мероприятий.

Ремонт тормозной системы своими руками

Можно по любому пустяку отправляться на автосервис и тратить на это время и деньги, а можно с меньшими вложениями и с большей эффективностью устранить эту неисправность. Плюс практический опыт и знания, вот так и становятся профессионалами. На этот раз у нас задача разобраться с таким вопросом — что собой представляет ремонт тормозной системы.

Принцип работы и устройство тормозной системы авто различных марок ничем не отличается друг от друга. Разные неисправности тормозной системы имеют свои типичные признаки. Разница заключается в конструкции и размерах той или другой модели. С помощью мануала эта проблема преодолевается по ходу ремонта. Большое значение имеет тормозная система для безопасности движения и для процесса управления авто. При серьезном отношении к тормозной системе нужно провести обслуживание тормозной системы, диагностику и ремонт своими руками. В первую очередь следует опираться на руководство по ремонту вашего автомобиля. Но при этом для всех тормозных систем авто есть общие определения неисправностей и параметры диагностики.

Ежедневная диагностика тормозной системы

  • каждый водитель после набора скорости, чтобы избежать аварийных ситуаций, должен вначале движения проверить действие тормозов;
  • визуально ваш взгляд должен ежедневно проверять уровень тормозной жидкости в бачке и масла в двигателе. Визуально осмотреть перед началом движения в районе колес есть ли следы подтеков;
  • когда тормозная система исправна, после нажатия на педаль происходит полное торможение на половину ее хода, можно ощутить сильное сопротивление к концу хода педали;
  • если педаль отжимается легко и у нее слабое сопротивление, то после нескольких нажатий на педаль произойдет полное торможение, значит, тормозной системе авто нужен ремонт, в системе есть воздух.

Основные неисправности тормозной системы

Не затягивайте с ремонтом тормозной системы. При обнаружении перечисленных неисправностей это чревато опасными последствиями. Ремонт тормозной системы и замену частей своими руками вы можете произвести при наличии подъемника или смотровой ямы. Ремонтные комплекты для тормозных систем не проблема. Но их приобретать нужно обязательно в автомагазинах. Итак, о неисправностях и ремонте тормозной системы.

Рабочий ход педали тормоза увеличен:

  • утечка тормозной жидкости — выявить причину утечки (протяжка и замена резьбовых соединений);
  • когда происходит завоздушивание тормозной системы — прокачать тормоза и залить тормозную жидкость;
  • в случае неисправности манжеты главного цилиндра нужна его замена.

Когда автомобиль самопроизвольно тормозит

  • следует отрегулировать вакуумный усилитель;
  • в главном цилиндре засорено отверстие крышки бачка — его необходимо прочистить;
  • неполный возврат педали — заменить (оттяжную) возвратную пружину;
  • разбухли манжеты колесного и главного цилиндров — промывка гидропривода, замена манжет;
  • засорены компенсационные отверстия — нужно заменить резиновые изделия, а главный цилиндр разобрать, промыть тормозной свежей жидкостью.

Занос авто при торможении в сторону

  • замена накладок тормозных колодок или их замасливание, либо промывка накладок с помощью мыльной горячей воды (проверить утечку тормозной жидкости);
  • засорены тормозные шланги-трубопроводы — их нужно снять, а потом промыть, заменить на исправные;
  • при многократной блокировке колес нужно отрегулировать регулятор давления.

Никто из водителей не застрахован от неисправностей тормозной системы. Нужно вовремя проводить диагностику и обслуживание тормозной системы в соответствии с нормами, указанными производителем и правилами. При этом не экономьте на сертифицированных технических жидкостях и запчастях, ведь речь идет о здоровье окружающих людей и вашем и о безопасности вождения.

Ремонт тормозных трубок, самостоятельная развальцовка, инструменты и приспособления

Каждый автолюбитель должен немного разбираться в конструкции своей машины, чтобы уметь в случае ремонта устранить неисправность своими руками, если есть такая возможность. Особенно это касается тормозной системы. Часто, при её поломках требуется развальцовка тормозных трубок, по которым жидкость передаётся, при нажатии на педаль, от цилиндра к колодкам.

Признаки замены

Определить неисправность трубок самостоятельно можно при следующих признаках:

  • Вытекание тормозной жидкости из системы;
  • Перегрев тормозных барабанов;
  • Скрип при нажатии на педаль;
  • Увеличение хода тормозной педали;
  • Тормозной путь становится длиннее;
  • Износ колодок происходит неравномерно.

Причины замены

  1. Возникновения коррозии;
  2. Образований трещин;
  3. Закисленность резьбы;
  4. Воздействия внешней среды;
  5. Плохое крепление.

Станок для развальцовки

Конечно, при неисправности трубок, можно отогнать машину на СТО и доверить ремонт специалистам. Но зачем тратить деньги на то, что можно сделать самому? Для этого необходимо приобрести инструмент для развальцовывания в специализированных магазинах или заказать по интернету. Он бывает для дюймовой или метрической резьбы. В набор входит труборез, приспособление, клещи, зажим, штампы под разные диаметры трубок для развальцовки грибком.

Самодельное приспособление для ремонта тормозных трубок

Ещё более дешёвым методом является изготовление самодельного устройства. При желании и минимальных навыках работать руками, ничего сложного в этом нет. Для начала необходимо изготовить основание (станину) для крепления трубок. Можно собрать её из двух стальных уголков. Уголки нарезать нужной длины шлифовальной машинкой, просверлить в них два отверстия для крепления болтами. Это делается за 15 минут.

Собрав станину нужно сделать отверстия под трубку, и снять фаски на сверлильном станке или дрелью. Самым сложным является изготовление пуансонов (оправок). Можно заказать их знакомому токарю.

Процесс развальцовки тормозных трубок своими руками

Сначала необходимо определить степень поломки трубки и возможность ремонта. Для этого откручиваем её от суппорта или тормозного цилиндра. Если можно удалить повреждённый участок, сохранив при этом нужную длину, обрезаем этот кусок труборезом. После этого обрабатываем бензином оставшуюся часть, зажимаем клещами и снимаем внутреннюю фаску дрелью. При невозможности провести ремонт, покупаем трубку в магазине.

Инструкция по ремонту трубки своими руками:

  • Устанавливаем трубку в приспособлении (основании). Необходимо, чтобы конец выступал на 5 мм за край;
  • Меняем конус на штамп, необходимый под диаметр трубки;
  • Закручиваем штамп;
  • Вкручиваем штамп и расплющиваем слегка торец медной трубки;
  • Одеваем штуцеры. Обязательно не забыть, а то придётся все переделывать;
  • Снимаем штамп и меняем на инструмент в форме конуса;
  • Аккуратно не торопясь, закручиваем;
  • Вытаскиваем трубку и если необходимо зачищаем.

На выходе имеем новую тормозную трубку под конус. Развальцевать трубку можно и другим способом, называемым «грибок». Обычно на автомобилях европейского производства применяют развальцовку «грибком», а на японских моделях и других азиатских используется «конус». Чтобы развальцевать под «грибок» нужно просто не снимать необходимый штамп.

Плюсы и минусы самостоятельной развальцовки

Из минусов стоит отметить, что тормозные трубки не очень часто выходят из строя и ваш инструмент может понадобиться всего один раз. Исключение если вы покупаете подержанные автомобили с большим пробегом, которые содержались в плохих, неблагоприятных условиях или были в авариях и довольно часто их меняете.

Делать ремонт своими руками по инструкции или доверить специалистам приходится решать каждому человеку индивидуально, но следить за состоянием тормозной системы и трубок, в том числе необходимо всегда!