Особенности прошивки и конфигурации ЭБУ М73

Особенности прошивки и конфигурации ЭБУ М73

В 2008 году автомобили марки ВАЗ стали выпускаться с новыми типами двигателя. Это было вызвано необходимостью перехода на новые нормы экологичности стандарта Euro 3. На двигатели различных моделей ВАЗ с этого периода стали устанавливать новый ЭБУ с маркировкой M73.

  1. Зачем перепрошивать ЭБУ М73?
  2. Некоторые особенности конфигурации ЭБУ М73
  3. Грамотное перепрограммирование ЭБУ версии М73 на автомобилях ВАЗ

1 Зачем перепрошивать ЭБУ М73?

Новая прошивка для блока управления в данном случае как глоток новой жизни. Многие из тех, кто ездит на автомобилях ВАЗ выпуска после 2008 года отмечают необходимость перенастройки электронного блока управления М73, так как из-за нового стандарта Евро-3 производители существенно "урезали" возможности бензиновых двигателей. Владельцы жалуются на недостаточную динамику при заходе на обгон, плавающие обороты, повышенный расход топлива и другие неприятности, избавиться от которых помогает как раз таки процедура чип-тюнинга – в данном случае речь идет о переустановке штатного блока управления двигателем М73.

Прошить блок данного типа можно несколькими способами, каждый из которых требует определенных навыков. Кто-то предпочитает пробовать самостоятельно произвести перепрошивку блока, кто-то считает целесообразным переделать блок М73 под более знакомый для чип-тюнеров контроллер Январь 7-2+. Как показывает практика, данная процедура решает проблему повышенного расхода топлива.

Как бы там ни было, но доверять перепрошивку или переделку блоков управления лучше опытным специалистам, у которых есть в наличии все необходимое оборудование.

Стоит отметить, что здесь не обойтись без универсального программатора Combiloader или загрузчика OpenBox, а так же современных модулей, предназначенных для моделей ВАЗ. Так как эти два блока управления отличаются резисторными конфигурациями, на практике, при переделывании одного в другой, необходимо проводить перепайку некоторых узлов микросхемы и распиновку, а это требует определенных навыков. Как поступить, решать только вам, но помните, что никто кроме грамотного специалиста не сможет порекомендовать вам стоит ли переделывать блок управления М73 в Январь 7-2+ или возможно прошить непосредственно сам ЭБУ М73. Не стоит забывать и о том, что процедура эта весьма непростая и стоит определенных денег.

2 Некоторые особенности конфигурации ЭБУ М73

На сегодняшний день электронный блок управления М73 производится двумя заводами-изготовителями: ИТЭЛМА и АВТЭЛ. По своей сути конфигурации контроллеров идентичны, различаются они лишь встроенным софтом. Это обязательно нужно учитывать при перепрошивке блока М73, который также является аналогом ЭБУ Bosch 7.9.7+ иностранного производства. По своим аппаратным характеристикам М73 очень схож с прежними версиями Микас 11 и Январь 7-2, которые устанавливались на ВАЗ до 2008 года. Несмотря на то, что эти блоки похожи, их программное обеспечение кардинально отличается. Добавим, что в 2010 году "аппаратная реализация" некоторых ЭБУ типа М73 была изменена, что привело к изменению микросхемы, а на новых вариантах блока появилась надпись "ДПКВ".

Стоит помнить о том, что внутренний загрузчик играет важнейшую роль в перепрограммировании ЭБУ М73, а также во всем процессе эксплуатации двигателя автомобиля. На сегодняшний день доступно пять различных версий серийного загрузчика, которые различаются между собой некоторыми параметрами. Именно поэтому специалисты в области чип-тюнинга не рекомендуют "заливать" прошивку от блока с одной версией загрузчика в блок, имеющий другую конфигурацию. В этом случае может серьезно пострадать непосредственно процессор, а сам блок управления выйти из строя. После подобных операций владельцы автомобилей замечают резкие провалы оборотов на холостом ходу и сбои в работе системы зажигания, а некоторые из них и вовсе отправляются в магазин за новым блоком управления двигателем.

3 Грамотное перепрограммирование ЭБУ версии М73 на автомобилях ВАЗ

Как уже говорилось выше, аппаратно блок управления М73 и ЭБУ Январь 7-2, который устанавливается на модели с экостандартом Евро 2, схожи между собой. Именно поэтому, в целях экономии средств и времени, многие владельцы моделей с М73 предпочитают попросту переделать блок управления в Январь 7-2, так как в этом случае можно использовать более доступные прошивки. В этом есть определенный плюс, однако для качественной переделки блока необходимо обладать некоторыми знаниями и информацией. Некоторые считают, что распиновка кодов на ЭБУ М73 точно такая же, как и на блоке Январь 7-2, однако тут есть определенные нюансы, которые надо учитывать.

И помните, что перед тем как приступить к перепрограммированию электронного блока управления, необходимо произвести качественную и правильную диагностику двигателя, на котором установлен данный контроллер. Распиновка параметров возможна только при использовании специального оборудования, о котором уже говорилось выше. Дальнейшая работа зависит от навыков специалистов или автолюбителя, который решил произвести перепрошивку своими руками.

КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОШИВКИ ЭБУ М73 от ADACT

Комплект прошивок для ЭБУ М73 предназначен для чип-тюнинга автомобилей ВАЗ оборудованными ЭБУ производства НПО ИТЕЛМА (Софт ВАЗ) и АВТЭЛ (Софт Автэл).

Во всех модифицированных прошивках оптимизированы ТВС и УОЗ практически на всех режимах работы ДВС.

В ПО ЭБУ 21126-1411020-31 исправлены заводские ошибки в калибровках холодного пуска, приводящие к невозможности такового при температурах ниже -20 градусов по цельсию.

Оптимизирован вход системы в ПХХ и устранена заводская ошибка в калибровках, приводящая к остановке двигателя при входе в режим ХХ после режима ЧН в ПО ЭБУ 21114-1411020-11(12).

Изменены фаза впрыска и обороты отсечки топлива.

На модифицированных прошивках по сравнению с заводскими версиями калибровок снижен расход топлива при ощутимом увеличении динамики.

0799 — «открытый» ЭБУ — A(I)317DA02, A(I)317DA03, A(I)308DA02

0800 — «открытый» ЭБУ — A(I)308DB03, A(I)308DB04

0823 — «закрытый» ЭБУ — I373DA01, A(I)373DA02

0848 — «закрытый» ЭБУ — A(I)317DB04, A(I)373CA01, I373CA02

11194-1411020-01(02) — Комплект бензиновых и двухрежимных прошивок (бензин-газ) на «Калина» 1.4L 16V.

21067-1411020-21(22) — Комплект бензиновых и двухрежимных прошивок (бензин-газ) на «Классику».

21114-1411020-11(12) — Комплект бензиновых и двухрежимных прошивок (бензин-газ) на 1,6 8V.

21114-1411020-41(42) — Комплект бензиновых и двухрежимных прошивок (бензин-газ) на «Калину» 1.6 8V.

21124-1411020-11(12) — Комплект бензиновых и двухрежимных прошивок (бензин-газ) на 1,6 16V.

21126-1411020-31 — Комплект бензиновых и двухрежимных прошивок (бензин-газ) на «Приора» 1.6 16V.

21128-1411020-11 — Комплект бензиновых и двухрежимных прошивок (бензин-газ) на блоки ОПП

Прошивки поставляются в формате FULL 917.504(896)кБ для автомобилей Переднего Привода, Приоры и Калины 1.4L_16V (I-й Тип ЭБУ М73) ,

589.824(576) кБ для автомобилей «классика» и Калина 1.6L_8V (II-й Тип ЭБУ М73).

Данный размер ПО является «родным» для процессора ST10F275 и «понятен» для Всех наименований загрузчиков этих ЭБУ.

При перепрограммировании данного типа ЭБУ необходимо помнить о взаимозаменяемости ПО

После репрограммированния блока сброс контроллера с очисткой памяти самообучения (инициализацией) ОБЯЗАТЕЛЕН!

Обращаем Ваше внимание на то, что чип-тюнингу должны подвергаться только полностью ИСПРАВНЫЕ и ОБСЛУЖЕННЫЕ автомобили!

Первая буква — код производителя

Вторая цифра — модель контроллера

Третья группа (буквенно цифровой код) — определяет «семейство» автомобилей:

17D — автомобили ВАЗ с передним приводом семейств 2114, 2110, Лада-Приора и двигателем 21114

08D — автомобили ВАЗ с передним приводом семейств 2108, 2110 и двигателем 21124

27R — автомобили ВАЗ классической компоновки и двигателем 21067

03С — автомобили ВАЗ семейства «Лада-Калина» и двигателем 21114

73С — автомобили ВАЗ семейства «Лада-Калина» и двигателем 21119

73D — автомобили ВАЗ семейства «Лада-Приора» и двигателем 21126

Четвертая группа (буквенный код) — определяет нормы токсичности выполняемые на данном ПО:

FL — нормы токсичности Евро-3

SL — нормы токсичности Евро-2

RR- «условные» нормы токсичности Е0

Пятая группа (цифровой код) — определяет версию калибровочных таблиц.

Шестая буква (не на всем ПО) — определяет принадлежность данной прошивки к двухрежимному ПО.

Седьмая группа (цифровой код) — определяет версию бутлоадера ПО и тем замым приналдлежность последнего к «открытым» или «закрытым» блокам.

Восьмая группа (буквенно цифровой код) — определяет текущую версию прошивки.

I317DSL07D_0848_V5.1Производитель НПО «Ителма», автомобили ВАЗ с передним приводом семейств 2114, 2110, Лада-Приора и двигателем 21114, под нормы токсичности Евро-2, двухрежимная прошивка под ГБО 4-го поколения, «закрытый» блок, версия 5.1

Обращаем Ваше внимание на то, что установку ПО с перфиксом «RR» рекомендовано применять как вынужденную меру, в силу особенностей алгоритма регулирования ТВС системами с непрямым адаптивным регулированием, которой и является по своей сути система М73.

1.ЭБУ М73 бывают двух конфигураций. Прошивки между данными конфигурациями не взаимозаменяемы!

2.ПО ЭБУ 1-й конфигурации (проекты ВАЗ 17D, 08D, 028R) разных производителей (Ителма, Автел) не взаимозаменяемы!

Внутренний загрузчик процессора осуществляющий доступ к содержимому его внутренней FLASH-памяти играет достаточно важную роль в процессе программирования ЭБУ и самое главное — в процессе последующей эксплуатации автомобиля.

На сегодня доступны следующие версии загрузчика:

0799 — «открытый» ЭБУ A(I)317DA02, A(I)317DA03, A(I)308DA02

0800 — «открытый» ЭБУ A(I)308DB03, A(I)308DB04

0823 — «закрытый» ЭБУ I373DA01, A(I)373DA02

0848 — «закрытый» ЭБУ A(I)317DB04, A(I)373CA01, I373CA02

Проблема может возникнуть если Вы по какой-либо причине зальете в ЭБУ с одной версией загрузчика, прошивку от ЭБУ с другой версией. Реакция может быть неадекватной. Обороты ХХ будут «гулять», адаптации уходить в максимальные «минуса» или «плюсы».

Примерно с середины 2009 года производитель ЭБУ «Автел», а с середины 2010 года и «Ителма» изменили конфигурацию внутреннего загрузчика процессора осуществляющего доступ к содержимому его внутренней FLASH-памяти. Попытка записи прошивки с бутлоадером другой конфигурации может привести к полной неработоспособности процессора с последующей его заменой для восстановления работоспособности ЭБУ. Некоторые загрузчики, в силу особенности своей работы с «закрытыми» ЭБУ,могут заменить бутлоадер и сделать из «закрытого» процессора «открытый». Но. в этих ЭБУ организован подсчет КС загрузчика и верная заводская КС хранится в епроме процессора, недоступной этим загрузчикам. На практике после репрога с таким вариантом ЭБУ не ляжет. Машинка заведется и будет вполне успешно работать до определенного времени, пока процессор не рассчитает и не сравнит все КС, в том числе и внутреннего загрузчика. После этого процессор выключается, автомобиль перестает заводиться и даже включать ГР. После репрога все повторится. Если залить ПО с «родной» версией загрузчика — работоспособность ЭБУ полностью восстановится.

3.Аппаратная реализация конфигураций ЭБУ

В 2010 году на части ЭБУ аппаратная реализация ЭБУ была изменена. Удалена из схемы микросхема питания ОЗУ процессора при отключении зажигания TDA3664 . Каждый раз при выключении зажигания теперь данные адаптаций по УОЗ, топливоподаче, коррекции ХХ и т.д. записываются в энергонезависимую память еепром. Количество информации, записываемой в еепромку увеличилось. Поэтому теперь используется только микросхема ST95160 или ее аналоги (раньше применялась и микросхема ST95080). Каждый раз при вкючении зажигания, процессор забирает из еепром данные данных адаптаций.

Для отличия на практике таких ЭБУ на крышке последних появился стикер «ДПКВ».

На сегодня известные версии ПО с такой аппаратной реализацией I(А)303CF06, I(А)327RD08, A317DB04

Суммируя сказанное необходимо помнить, что ПО «старых» версий работать в ЭБУ с измененной конфигурацией корректно не будет.

Стоимость комплекта — 1000 рублей

оборудование для прошивки эбу ваз м73

906 581 744 885 444 696 11 Прошивки М73 от Мотор мастер клуб скачать бесплатно Коммерческие прошивки ВАЗ с эбу М73 от Мотор.0 Оборудование для ЭБУ M73Комплект коммерческих прошивок для ЭБУ М73 V5.2. Комплект прошивок на блоки управления М73 устанавливаемые на всю Оборудование для прошивки ЭБУ ВАЗ –

Можно добавить, что прошивки на классику м73 взаимозаменяемы, в отличии разработка и производство диагностическое оборудование для Распиновка ЭБУ ВАЗ (Применять её вместо стоковых прошивок для Приоры: Комплект прошивок Паулюса на ЭБУ ВАЗ и иномарки.

ПО ЭБУ 1-й конфигурации (проекты ВАЗ 17D, 08D, 028R) разных производителей (Ителма, Автел) не взаимозаменяемы! «Прошивки для М73 двигателя 1.5л 8кл

В комплект входят две прошивки: I317D001 и А317D001 для ЭБУ Прошивка предназначена для установки ЭБУ М73 вместо Январь 7.2/7.2+ на автомобили ВАЗ 2111

Особенности прошивки и конфигурации ЭБУ М73. Многие из тех, кто ездит на автомобилях ВАЗ выпуска после 2008 года отмечают необходимость перенастройки

Особенности прошивки и конфигурации ЭБУ М73

В 2008 году автомобили марки ВАЗ стали выпускаться с новыми типами двигателя. Это было вызвано необходимостью перехода на новые нормы экологичности стандарта Euro 3. На двигатели различных моделей ВАЗ с этого периода стали устанавливать новый ЭБУ с маркировкой M73.

1 Зачем перепрошивать ЭБУ М73?

Новая прошивка для блока управления в данном случае как глоток новой жизни. Многие из тех, кто ездит на автомобилях ВАЗ выпуска после 2008 года отмечают необходимость перенастройки электронного блока управления М73, так как из-за нового стандарта Евро-3 производители существенно «урезали» возможности бензиновых двигателей. Владельцы жалуются на недостаточную динамику при заходе на обгон, плавающие обороты, повышенный расход топлива и другие неприятности, избавиться от которых помогает как раз таки процедура чип-тюнинга – в данном случае речь идет о переустановке штатного блока управления двигателем М73.

  • Чип-тюнинг Приоры – второе дыхание отечественного автомобиля
  • Что даёт чип-тюнинг двигателя – или чародейство в картинках, советах и рекомендациях
  • Интеркулер на дизель – для тех, кто любит скорость
  • Чип-тюнинг ВАЗ 2114 – правила усовершенствования автомобиля
  • Ремонт дроссельной заслонки Лансер 9 — выполнить своими руками
  • Инжектор вместо карбюратора – меняем «рацион» автомобиляПрошить блок данного типа можно несколькими способами, каждый из которых требует определенных навыков. Кто-то предпочитает пробовать самостоятельно произвести перепрошивку блока, кто-то считает целесообразным переделать блок М73 под более знакомый для чип-тюнеров контроллер Январь 7-2+. Как показывает практика, данная процедура решает проблему повышенного расхода топлива.

Как бы там ни было, но доверять перепрошивку или переделку блоков управления лучше опытным специалистам, у которых есть в наличии все необходимое оборудование.

Стоит отметить, что здесь не обойтись без универсального программатора Combiloader или загрузчика OpenBox, а так же современных модулей, предназначенных для моделей ВАЗ. Так как эти два блока управления отличаются резисторными конфигурациями, на практике, при переделывании одного в другой, необходимо проводить перепайку некоторых узлов микросхемы и распиновку, а это требует определенных навыков. Как поступить, решать только вам, но помните, что никто кроме грамотного специалиста не сможет порекомендовать вам стоит ли переделывать блок управления М73 в Январь 7-2+ или возможно прошить непосредственно сам ЭБУ М73. Не стоит забывать и о том, что процедура эта весьма непростая и стоит определенных денег.