Пять самых больших машин СССР

5 самых интересных самодельных автомобилей СССР

Хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам. Вряд ли отечественные Кулибины руководствовались мнением Фердинанда Порше, но на подсознательном уровне суть улавливали совершенно точно.

Монотонное однообразие автомобильных форм и красок в Советском Союзе, очереди на покупку и ценники машин спровоцировали появление в стране целого течения автомобильных кулибиных. Самоделки, кустарно создаваемые умельцами в противофазе промышленного автопрома, на фоне последнего выделялись звучными именами и оригинальным дизайном, заметно проигрывая в качестве. Но те эксклюзивные купе и спорткары были автомобилями из другой жизни, знакомой по редким прогонам зарубежных фильмов на большом экране, а потому мелочей в них старались не замечать. Впрочем, как и крупного – ни один «демарш» так и не получил конвейерного продолжения…

Ты слышал о нем? Мы, честно говоря, до недавнего времени были уверены, что история самостоятельного автомобилестроения началась в стране сильно позже. Каемся, упустили из виду. Оказывается, еще в 1956 году рядовой ленинградец с инженерным образованием сконструировал и построил на «модернизированных узлах и агрегатах отечественных автомобилей» спортивный родстер. Двухместная открытая модель с 90-сильным 3,5-литровым двигателем от представительского ЗИМа (ГАЗ-12) разгонялась до скорости свыше 180 км/ч, что позволило владельцу покрыть расстояние в 2125 км от Симферополя до Ленинграда за рекордные 20 часов. Об этом с гордостью рапортовала советская пресса тех лет, но интерес к машине быстро затерялся где-то между решениями очередного съезда КПСС и успехами хлопкоробов Узбекистана.

Автомобиль класса GT от Щербининых – собственно, так расшифровывалась аббревиатура названия спортивного купе, созданного братьями Александром и Владимиром в 1969 году. Донорские агрегаты от ГАЗ-12, «21-й Волги» и ГАЗ-69 плюс рама собственного производства и стеклопластиковый кузов – для тех лет «Гран Туризмо» отечественного разлива считался довольно динамичным. При мощности 75 л.с. «ГТЩ» мог разогнаться до 150 км/ч. Любопытно, что многие современные «автокритики» с каким-то садистским удовольствием приписывают ему сходство с чешской Skoda 1100 GT, выпущенной компанией практически одновременно с отечественной самоделкой.

Над Lamborghini Countach и DeLorean DMC-12, чья стилистика четко прослеживается в «Панголине», корпели опытные конструкторы. Наш ответ автомобильным Америке и Италии придумал и в год Олимпиады-80 оформил в металле и стеклопластике один единственный гений из народа. Инженер по образованию Александр Кулыгин из Республики Коми АССР взял за основу вазовскую «копейку» с 1,2-литровым двигателем мощностью 62 л.с. и «доработал все напильником». Немного модифицировал подвеску, увеличил колеи сместил мотор в базу, сконструировал легкий откидной «колпак» для доступа к мотору и салону. Результат превзошел ожидания как по эффективности (максимальная скорость достигала 180 км/ч), так и по части имиджа – аэродинамичная форма кузова не раз мелькала в телевизоре и украшала собой выставочные подиумы.

Двухместное спорткупе с 1,6-литровым 75-сильным двигателем, ходовой от «шестерки» и кузовом из стеклоткани не блистало выдающимися динамическими свойствами или отточенной управляемостью. У нее была другая миссия – революционный для 1982 года дизайн автомобиля враз сворачивал головы. Кстати, идентичный стеклопластиковый кузов, что так будоражил воображение населения, в середине 80-х получила еще одна уникальная модель по имени «Протон». Только место бензинового агрегата под капотом заняли мотор от электропогрузчика и два емких аккумулятора.

Жигулевский 1.3 мощностью 63 л.с. от «пятерки», механическая коробка передач от «Запорожца», элементы подвески от «Нивы», кузов из стеклопластика и самодельный сварной каркас из водопроводных труб. Переднеприводную «Лауру» образца 1985 года выпуска причисляют к первым советским автомобилям, «просчитанным» на компьютере. Естественно, в частном порядке на договорной основе в некоем ВУЗе. Тем не менее, сам маэстро Джузеппе Бертоне, говорят, был крайне изумлен, узнав, что купе, которое засветилось на пражской выставке «100 лет автомобиля» в 1986 году, собрано усилиями всего двух человек буквально на коленке.

Пять самых больших машин СССР

МАЗ, БелАЗ и еще три автомобиля-гиганта из прошлого

Начнем с не очень большого автомобиля, всего 17 метров длиной. Эта машина создана НАМИ с применением узлов КРАЗа и УРАЛа для доставки газовых труб в труднодоступные места, вроде тайги и песчаных пустынь.

Все его 12 колес – ведущие! Карданные валы идут от раздаточной коробки на передние и задние оси, а также уходят на все колеса прицепа, внутри его корпуса. Мощность – около 320 лошадей (12,6 лошадей на тонну при полной массе 25,5 тонн). В серию не пошел.

Самый крупный самосвал в истории СССР был представлен незадолго до падения советского строя, в 91-ом году. Это БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 тонн, двухосный самосвал на восьми колесах (слабым звеном тяжелых карьерных машин, как и сегодня, были шины, поэтому, для снижения нагрузки на них, пришлось увеличить их количество).

Как и самый большой БелАЗ в мире, на котором мы недавно поездили, в модели 75501 для поворота применили шарнирно-сочлененную схему. Под капотом – тепловозный дизель V12, объемом 165 литров и мощностью 3150 сил, через трехфазный генератор вращающий четыре мотор-колеса. Общая масса машины – 480 тонн, длина – 15,7 м, высота – 6,7 м.

Раз уж мы начали говорить про белорусов, главных любителях больших размеров, то дальше речь пойдет про МАЗ. Версия 7922 – последнее многоколесное шасси, выпущенное МАЗом в советское время. Привод – на все 16 колес. Под капотом – все, что угодно, от ярославского 780-сильного дизеля до газотурбинных двигателей (версия 7923 «Бизон»).

А в 1991-ом году производство таких машин было выделено в отдельную структуру, МЗКТ (минский завод колесных тягачей), а разработанные ранее шасси, в частности 19-ая и 22-ая модели легли в основу хорошо известного нам парня-ракетоносца по имени Искандер. Его длина – 23 метра, а масса – 44 тонны. Судя по данным госзакупок, стоимость такого шасси в сборе – 52 миллиона рублей.

Продолжим. МАЗ-7904, также как и предыдущая машина, в серию не пошел, а лишь превратился в другую, более монструозную модификацию (о которой – в конце). Это опытная машина, построенная для транспортировки ракетного комплекса «Целина» (весившего, на секундочку, 220 тонн). Вместе с комплексом машина весила 360 тонн.

Длина машины – 32 метра, все 16 колес – ведущие (шины пришлось закупить у Bridgestone, создать такие колеса самостоятельно не получалось). Двигатель – судовой V12 мощностью 1500 сил и 330-сильный дизель для обеспечения систем (гидронасос рулевого, компрессор тормозной системы и так далее). Вскоре система «Целина» потеряла актуальность, и вместе с ней – МАЗ. Но появилась «Целина-2»…

Для которой тоже нужна была машина. И побольше. Так на свет появился единственный в мире автомобиль с 24-мя ведущими колесами, из которых 16 – управляемых. Длина – 30 метров. Силовая установка – танковая, газотурбинная, мощностью 1250 сил, в паре с электротрансмиссией, вращающей 24 мотор-колеса.

Таких машин было построено две. Под их размеры пришлось реконструирвать воинские части. В обстановке строжайшей секретности их обкатывали по… шоссе общего пользования (достигнув максималки в 25 км/ч), степям и пересеченке. Но холодная война сбавила обороты. И обе машины вернули на минский завод за ненадобностью. В 96-ом году 7907 перевез катер массой 88 тонн, но на обратном пути все 24 мотор-колеса вышли из строя и гиганту самому потребовался буксир.

Пять самых больших машин СССР

Советский союз всегда славился своей автомобильной промышленностью, которая, иногда, впечатляла своим размахом. Были у ведущих промышленных представителей отечественного автопрома и действительно уникальные, масштабные проекты. Такие проекты создавались для определенных целей, и мы подготовили подборку из пяти самых больших машин СССР.

Авто на базе КраЗА и УРАЛА.

Уникальный проект, который отличается самыми «скромными» размерами в нашем списке. Этот уникальный грузовик имел длину в 17 метров, а его шасси было оборудовано 12-тью ведущими колесами, позволявшими перевозить большие газовые трубы по самым непригодным для этого дорогам. Мощность такого монстра отечественного автопрома составляла 320 лошадок, а масса грузовика была 12,5 тонн.

БелАЗ-75501.

Самый большой самосвал времен СССР был продукцией знаменитого завода БелАЗ. Этот монстр мог перевозить 280 тонн единоразово, и имел 8 ведущих колес. Для поворота такого уникального грузовика была применена шарнирно-сочлененную схему, а в движение эту машину приводил V12. На секундочку, мощность такого движка составляла 3150 лошадок, а машина имела общую массу в 480 тонн.

Уникальное детище белорусского автопрома представляет собой огромную машину на 16-ть ведущих колес, что само по себе выглядит уникально. Именно МАЗ 7922 стал последним детищем советского автопрома с многоколесным шасси. При этом, данная модель была оснащена самыми разнообразными вариантами моторов. Позже, шасси от этого тягача стало применяться при строительстве ракетоносцев. Длина МАЗ 7922 составляла 23 метра, а масса – 44 тонны.

Это детище МАЗа было создано для перевозки ракетного комплекса «Целина», и имело монуструозный внешний вид. В серийное производство модель 7904 не пошел, но даже в ограниченной версии имел длину в 32 метра и массу в 360 тонн. Плюс, такой атлант был оснащен судовым движком в 1200 лошадиных сил. Шасси было оборудовано 12 колесами, где все были ведущими.

Самый уникальный монстр советского автопрома, который был, как и предыдущий экземпляр, создан для перевозки ракет. Всего было построено две подобных машины. Каждая из которых имела 24 ведущих колеса, длину в 30 метров, и максимальную скорость в 25 км/час. Шасси оборудована мотор-колесами, с которыми постоянно случались различные неисправности, но стать самым большим автомобильным творением СССР, МАЗу это не помешало.

Пять самых больших машин СССР

«Авто Mail.Ru» выбрал пятерку крупнейших машин в пяти классах: внедорожники, седаны, пикапы, самосвалы и лимузины. Приоритет мы отдавали тем моделям, которые промышленно выпускаются в настоящее время (хотя бы штучно). Но попутно вспомнили некоторых гигантов прежних лет. Не забыли и про один уникальный аппарат, созданный в единственном экземпляре и вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный автомобиль в мире.

Самый большой внедорожник

  • Длина — 5700 мм (Chevrolet Suburban)
  • Неугасающая звезда рэперских клипов (Cadillac Escalade)
  • Абсолютный рекордсмен производственной жизни: первое поколение Suburban увидело свет в 1933 году (сейчас выпускается двенадцатое)

Кто-то первым делом спросит: а эти внедорожники крупнее, чем легендарный Hummer H1, и если да, то насколько? Правильный ответ — намного. В длину флагманские американские SUV превосходят своего военного брата более чем на метр. Новое поколение тяжелых джипов от концерна GM пошло в производство в прошлом году, обойдя по длине таких гигантов, как Lincoln Navigator L (5672 мм в длиннобазной модификации) и Ford Expedition EL (5621 мм).

Формально среди внедорожников от GM самым длинным является Suburban. Правда он длиннее собратьев по платформе всего на 3 мм, так что Yukon и Escalade тоже достойны внимания. Де-факто флагманом, конечно, является роскошный Cadillac. Богатейшие рэперы США не перестают снимать в своих клипах именно эту модель. Ее отличает традиционный кадиллаковский апломб и дорогая отделка салона, хотя техническая основа модели, по сути, взята у тяжелых пикапов — Silverado и Sierra. Нынешний Escalade остался таким же традиционным американским внедорожником с рамной конструкцией, как и прежние поколения. Разве что обзавелся несколькими модными фишками: скажем, адаптивная подвеска Magnetic Ride Control входит уже в базовую комплектацию.

Кстати, продается Escalade и в России — за машину c 6,2-литровым V8 мощностью 409 л.с. просят от 4 340 000 до 5 730 000руб.