Ремонт головки блока цилиндров на легковом автомобиле

Ремонт ГБЦ грузовых и легковых автомобилей

Ремонт головки блока цилиндров отечественных и зарубежных автомобилей.

или нужна консультация?

Примеры работ:

Ремонт головки блока цилиндров грузовиков и легковых

Головка блока двигателя является сложным механизмом, состоящим из разнообразных узлов и более мелких механизмов. Перед тем, как начинать ремонт головки блока двигателя, ее нужно извлечь. Перед началом работы нужно закупить запчасти (нужен набор, который состоит из прокладок головки и прочих элементов, а также сальников). После снятия головку нужно разо брать, с нее вынимаются клапаны. Снимать клапаны нужно специальным рычажным механизмом или другим съемником. Некоторые мастера-фломастера пользуются "идеально простым" методом: сильный удар молотком по тарелке пружины. Если пользоваться таким методом, то старый клапан придется выкинуть, на стержне останутся засечки, клапан может погнуться, а сухари вообще могут полететь в разных направлениях без возможности когда-либо отыскаться. После разборки, головка блока цилиндров очищается от прокладок и моется.

Диагностика

После очистки головки, нужно проверить ее на наличие износа отдельных элементов и прочих дефектов. Для измерения деталей нужны высокоточные измерительные приборов. Не все умеют ими пользоваться, да и обычная школьная линейка не подойдет. Лучше всего обратится за помощью в СТО к специалистам. На ремонт головки блока цилиндров цена не так уж велика, чтобы тратить время и силы на длительный и сложный самостоятельный ремонт. 1. Проверка нижней плоскости головки (оптимальная толщина 0.05 — 0.06 мм) 2. Проверка износа подшипников и шеек кулачкового вала 3. Проверка износа клапанов и втулок 4. Проверка износа седел, толкателей и рычагов (чаще всего проверяется визуально) 5. Проверка на наличие местных дефектов (тоже визуально) Следующий этап диагностики — проверка на герметичность. Если таковую не осуществить, то весь ремонт может быть проведен впустую. Проверка на герметичность осуществляется с помощью опрессовки водой, которая подается насосом под фиксированным давлением. Перед этим все окна рубашки охлаждения, фланцы и патрубки, кроме одного, герметично глушатся. Наличие трещин определяются из-за падения давления воды. Менее сложная проверка керасином тоже позволяет выявить микро-трещинки, однако требует изготовления специальных герметических заглушек.

Услуги нашего СТО

Исходя из вышесказанного, можно легко понять, что диагностика, восстановление и ремонт блока цилиндров являет трудоемкий и сложный процесс, требует опыта и наличия специализированного оборудование (высокоточных измерительных приборов). Стоимость замены деталей после некачественного ремонта может быть очень высока. Поэтому лучше всего обратиться в СТО. Наше СТО осуществляет ремонт головки блока цилиндров грузовиков и легковых автомобилей. Обращайтесь к нам, если вам нужен ремонт головки блока цилиндров. Цена на услугу будет зависеть от вида авто — стоимость ремонта головки блока цилиндров легковых и грузовых автомобилей качественно отличается.

Ремонт ГБЦ двигателя своими руками

Головка блока цилиндров предназначена для обеспечения газораспределения, на ней установлены детали механизма газораспределения, это самый ответственный узел в работе двигателя. Корпус ГБЦ современных двигателей изготавливают из алюминиевого сплава, а в него вставляются втулки и сёдла из более твёрдых и прочных металлических сплавов, которые лучше противостоят температурным нагрузкам.

Снятая с двигателя головка блока должна пройти некоторые процедуры перед ремонтом, чтобы точно установить, что с ней надо делать и пригодна ли она к ремонту, и только после этого приступать к восстановительному ремонту.

Так как головка состоит из запрессованных в неё деталей, то практически весь ремонт сводится к восстановлению или замене этих деталей: клапанов, направляющих, сёдел.

Процесс ремонта ГБЦ

Обычно головку ремонтируют по определённому алгоритму:

  • Мойка
  • Разборка-Сборка
  • Дефектовка
  • Опрессовка ГБЦ
  • Ремонт и замена седел клапанов ГБЦ
  • Ремонт или замена клапанов
  • Ремонт или замена направляющих втулок клапанов
  • Восстановление плоскостей ГБЦ

Мойка гбц не всегда производится перед разборкой. Если надо просто отшлифовать головку, то её даже разбирать не надо. А вот после механической обработки мыть надо всегда, чтобы удалить стружку и абразив.

Перед полной разборкой и дефектацией ГБЦ надо обязательно вымыть, чтобы не возиться руками в масле и налипшей на масло грязи. К тому же, на чистой головке будут лучше видны все дефекты и будет проще проводить измерение.

Очистка деталей двигателя производится с помощью растворителей на основе нефти (бензин, соляра, сольвент), моющих средств (бесконтакт для мойки машин, пенный очиститель двигателя) либо другой химией, типа щёлочи (Деталан). Существуют специальные мойки для деталей двигателя, но можно обойтись и простым тазиком, главное работать в проветриваемом помещении.

Разборка, сборка ГБЦ

На головку блока крепится много деталей: это и механизм газораспределения, включающий в себя распредвалы со шкивами, клапана и их привод с фиксацией. Также присутствуют уплотнительные элементы: сальники распредвала, сальники клапанов, прокладки. Уплотнительные элементы по возможности должны быть заменены все, чтобы лишний раз не разбирать головку и не снимать её с двигателя. Особенно это касается маслосъёмных колпачков, которые меняются только на снятой головке и нередко начинают пропускать масло вследствие износа, затвердевания и потери эластичности.

Дефектовка

В дефектовку входит измерение всех необходимых размеров, опрессовка с целью выявления трещин, и визуальный осмотр для выявления прочих отклонений. При дефектовке особо важным считается плоскость прилегающей к блоку поверхности и наличие трещин. Деформацию плоскости определяют при помощи лекальной линейки и набора щупов и при отклонении от нормальных размеров шлифуют головку.

Для проверки прилегания клапана используют пневматическую установку, которая показывает, правильно ли прилегает клапан, в противном случае надо будет притереть клапан к седлу, если детали ещё не полностью износились.

Опрессовка ГБЦ

Опрессовка нужна для выявления трещин ГБЦ, в этом случае заделывают все каналы водной рубашки и через патрубок подают под давлением воздух, после чего оставляют головку на некоторое время. В это время следят по манометру за падением давления в системе, если давление быстро падает, значит нужно искать трещину. Для наглядности головку можно поместить в воду, и тогда на месте трещины из неё пойдут пузырьки воздуха.

Ремонт и замена сёдел клапанов

Сёдла подвергаются прямой термической нагрузке, особенно подвержено перегревам седло выпускного клапана, через которое проходят горячие выхлопные газы. Это может привести к раковинам или трещинам на поверхности седла, что может ослабить посадку и привести к выпадению седла. При обнаружении трещин нужно заменить седло клапана, а при образовании раковин или при износе можно просто нарезать новый профиль, если позволяют размеры и износ не сильно большой, нужно мерить.

Ремонт или замена клапанов

С клапанами случаются те же проблемы, что и с сёдлами, это сопрягаемые детали и поломки у них одинаковые: клапан может прогореть, на тарелке может образоваться трещина, износ, кроме этого может быть изношен стержень клапана. Как правило, клапан гнётся только когда встречается с поршнем либо с посторонним предметом, при нормальной работе он не гнётся, так как благодаря пружине постоянно работает на растяжение, а не на сжатие.

При износе тарелки клапана, когда там образуется неправильная фаска, клапан можно поправить, ту же самую операцию нужно будет проделать и с седлом, проточив на нём ответную плоскость.

Ремонт или замена направляющих втулок клапанов

При больших пробегах втулки клапана могут сильно износиться, это ведёт к перекосу клапана, который криво ходит и разбалтывает уплотнитель- маслосъёмный колпачок, масло легко поступает в камеру сгорания. Также получается кривое сопряжение клапана с седлом, что ведёт к износу их сопряжения, нарушается геометрия фаски седла. А если втулка установлена неправильно, то она может дать трещину.

Если есть такой износ или другие поломки, то необходимо заменить направляющие клапанов.

Восстановление прилегающей к блоку плоскости ГБЦ

От постоянных термических нагрузок головка блока цилиндров может деформироваться. Больше всего это заметно на плоскости, прилегающей к блоку. Максимально допустимая деформация может составлять 0,05мм, в противном случае головку блока цилиндров надо шлифовать.

После механической обработке при ремонте головки блока цилиндров обрабатываемые детали необходимо тщательно вымыть, чтобы смыть с них всю механическую стружку или абразив. Всё, что не смоется, после установки на двигатель смоется моторным маслом и попадёт в систему смазки, а оттуда доберётся в любую часть двигателю, и повышенному износу будет подвержена не только отремонтированная ГБЦ, но и любая другая деталь двигателя.

Ремонт головки блока цилиндров на легковом автомобиле

Головка блока цилиндров (ГБЦ) является обязательной составляющей любого автомобильного двигателя. Именно в камерах сгорания головки происходит сжатие воздушно-топливной смеси, затем смесь воспламеняется от искры свечи зажигания, и совершается рабочий цикл.

Чтобы создать нужное давление в цилиндрах, ГБЦ должна быть обязательно герметичной, для герметичности между ней и блоком цилиндров устанавливается прокладка. Но следует отметить, что есть конструкции двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в которых ГБЦ является единым целым с блоком цилиндров, то есть, является монолитом. В качестве примера можно привести австрийский дизельный ДВС Штайер, который устанавливался на автомобили производства ГАЗ в конце 90-х годов XX столетия. В таком двигателе нет прокладки головки, что повышает надежность соединения, но усложняет ремонт двигателя.

Что представляет собой головки блока

ГБЦ легковых автомобилей изготавливаются из чугуна или алюминия, но в последнее время чугун почти не применяется – металл имеет свои недостатки. В любой головке блока количество камер сгорания равно количеству цилиндров в моторе, и если в ДВС 4 цилиндра, то значит, и камер сгорания в нем тоже 4.

В состав ГБЦ входит:

  • выпускные и впускные клапана;
  • направляющие втулки;
  • клапанные пружины;
  • сухари;
  • маслосъемные колпачки;
  • толкатели;
  • седла клапанов.

Практически все современные двигатели имеют верхнее расположение распредвала, поэтому в головке блока есть посадочное место (постель) под распределительный вал. Клапана в ГБЦ нужны для наполнения цилиндров топливно-воздушной смесью:

  • через впускные клапана смесь поступает в цилиндр;
  • через выпускные клапана отработанные газы выводятся из двигателя.

Клапана поднимаются и опускаются с помощью кулачков распределительного вала и ходят по направляющим, запрессованным в ГБЦ. Зазор между кулачками и клапанами регулируется с помощью толкателей, которые в свою очередь могут быть гидравлическими или механическими.

Маслосъемные колпачки нужны для уплотнения соединения, они предотвращают попадание масла в камеру сгорания. Под тарелками клапанов находятся седла, и когда клапан закрыт, с помощью седла обеспечивается герметичность в камере сгорания.

Современные двигатели легковых автомобилей могут иметь по два или четыре клапана на цилиндр, и если в ДВС 4 цилиндра, такие моторы называется 8-ми или 16-ти клапанными.

Когда требуется ремонт головки блока

Автомобильные двигатели имеет свойство ломаться, выход ДВС из строя может происходить по разным причинам. В том числе возникает различные неисправности и в головке блока цилиндров, причиной может послужить:

  • прогоревший клапан;
  • деформация поверхности ГБЦ вследствие перегрева;
  • появление трещин в головке;
  • износ направляющих втулок;
  • износ седел.

Ремонт головки блока цилиндров своими руками

Ремонт ГБЦ можно произвести самостоятельно – здесь многое зависит от навыков ремонтника и от сложности самого двигателя. Наименьшую сложность представляет собой ремонт 8-клапанной головки блока, самое простое здесь – это замена маслосъемных колпачков, если не считать регулировки клапанов. На многих моделях автомобилей замену м/с колпачков можно произвести, не снимая ГБЦ, в зависимости от сложности двигателя работа может занимать от нескольких часов до одного дня.

Нередко на головке блока прогорают выпускные клапана, прогар может происходить:

  • из-за некачественного бензина;
  • по причине недостаточно зазор в клапанах;
  • из-за образования масляного нагара в камере сгорания.

Для того чтобы заменить клапан, головку блока уже в любом случае необходимо снимать. При наличии автослесарных навыков работа по замене клапанов особой сложности не представляет, и в данном случае ремонт головки блока своими руками мы производим следующим образом:

  • снимаем ГБЦ;
  • рассухариваем прогоревший клапан и вынимаем его;
  • берем новый клапан, наносим на его фаску притирочную пасту и притираем клапан по седлу;
  • герметичность посадки клапанов проверяется бензином или соляркой, которые наливаются в камеру сгорания. Если жидкость из камеры не уходит, значит, клапан притерт хорошо;
  • после притирки засухариваем клапан, устанавливаем ГБЦ на место.

По мере износа головки блока иногда требуется замена седел клапанов, но выполнить такую работу самостоятельно получается далеко не у всех. Сложности возникают с выпрессовкой и запрессовкой седел, к тому же, после замены седла для более быстрой притирки клапанов необходимо обработать поверхность седел шарошками. За подобную работу самостоятельно все же рекомендуется не браться, и доверить такое дело автосервисам, специализирующимся на капремонте двигателей. Тем более, для того, чтобы перепрессовать седла, требуется в специальных условиях охлаждать саму ГБЦ и нагревать седла.

Замена направляющих втулок – дело непростое, так как втулки также меняются методом перепрессовки. Важно новую направляющую установить по центру, если втулка установится криво, клапан придется притирать очень долго. После того как направляющая втулка установлена на место, с помощью развертки обрабатывается ее внутренний диаметр.

Ремонт головки блока ВАЗ

В модельном ряде автомобилей ВАЗ есть переднеприводные и заднеприводные автомобили, и если на ВАЗ-классике устанавливаются только 8-клапанные ГБЦ, на «переднем приводе» последнее время на двигателях преимущественно ставятся 16-кл. головки блока. 16-клапанными ГБЦ комплектуются такие автомобили как «Лада Калина», «Приора», «Лада Гранта», ВАЗ 2110-12.

Ремонт 16-клапанной головки блока сложнее, снятие и установка ГБЦ – также более трудоемкая работа. Для того чтобы снять головку блока на 16-кл. ВАЗ, делаем следующее:

  • сливаем с радиатора антифриз;
  • снимаем декоративную крышку ГБЦ;
  • отсоединяем корпус воздушного фильтра в сборе с ДМРВ и воздушным патрубком;
  • отворачиваем гайки приемной трубы глушителя;
  • отсоединяем все патрубки, идущие к головке блока;
  • демонтируем кожух ремня ГРМ;
  • отворачиваем гайки впускного коллектора и демонтируем коллектор;
  • снимаем клапанную крышку;
  • снимаем топливную рампу в сборе с форсунками;
  • откручиваем гайки крепления и демонтируем термостат;
  • снимаем шестерни распредвалов;
  • откручиваем десять болтов крепления головки блока;
  • демонтируем головку блока.

На многих 16-клапанных моторах замена клапанов может потребоваться в том случае, если обрывает ремень ГРМ. Такой ремонт головки блока ВАЗ автовладельцы могут произвести самостоятельно, но замену седел и направляющих втулок следует доверить профессионалам.

Ремонт головки блока цилиндров ЗМЗ

На двигателях производства ЗМЗ также могут ставиться 8-ми и 16-ти клапанные головки блока:

  • ГБЦ с восьмью клапанами устанавливаются на моторах серии ЗМЗ 402;
  • 16-клапанными ГБЦ комплектуются двигатели ЗМЗ 405 (406 или 409).

Двигатели ЗМЗ 409 устанавливаются на автомобилях УАЗ, этот мотор отличается высокой ремонтопригодностью, и в автомагазинах на него всегда есть запчасти.

Перед вазовскими 16-клапанными моторами у ДВС серии ЗМЗ 406 есть неоспоримое преимущество – здесь нет ремня ГРМ, вместо него устанавливаются цепной привод, но даже при обрыве цепи при нарушении фаз газораспределения клапана не загибаются. Основной недостаток головка блока ЗМЗ 405/406/409 – искривление поверхности, прилегающей к плоскости блока, деформируется плоскость от перегрева двигателя. Чтобы привести головку блока ЗМЗ 406 в рабочее состояние, требуется фрезеровка плоскости, но если поверхность искривлена сильно, приходится ГБЦ менять.

У головок блока ЗМЗ 402 также есть свои характерные «болячки»:

  • достаточно быстро изнашиваются направляющие втулки;
  • иногда могут вылетать седла из-под клапанов.

Направляющие втулки можно заменить самостоятельно, и если выполнить работу аккуратно, то можно перепрессовать их без нагрева. Но без специального инструмента здесь не обойтись – обязательно понадобятся специальные выколотки, развертка на 9 мм, шарошки для седел.

Вылет седла из ГБЦ ЗМЗ 402 – явление крайне неприятное, седла выпадают из-за заводской недоработки. Если этот дефект возникает, седло крошится на мелкие кусочки и разлетаются по всем цилиндрам. В результате приходится не только менять ГБЦ, но и ремонтировать всю поршневую группу. Любой мелкий ремонт головок блока ЗМЗ 402 (замену маслосъемных колпачков, впускных и выпускных клапанов) производить несложно, и многие хозяева автомобилей «Волга» или «Газель» выполняют его самостоятельно.

Цена ремонта головки блока

Стоимость ремонта головки блока может быть разной, и она зависит от различных факторов:

  • сложности ремонтируемого автомобиля;
  • региона, в котором находится автосервис;
  • уровня авторемонтного предприятия;
  • сложности самого ремонта ГБЦ.

Цена ремонта головки блока будет выше, если ремонт производится в специализированном автоцентре с современным оборудованием и высококвалифицированными специалистами. Соответственно, дороже будет стоить работа в Москве или Санкт-Петербурге, чем в каком-нибудь областном центре.

Самой дорогостоящей является работа по замене седел ГБЦ или направляющих втулок, и в некоторых случаях легче просто заменить головку блока, чем ее ремонтировать. Но есть такие автомобили, когда ремонт просто необходим:

  • новая головка блока очень дорого стоит, такое встречается на некоторых иномарках;
  • новую деталь трудно купить, она является дефицитной.

Дешевле всего обходится замена маслосъемных колпачков, и во многих случаях такая работа производится без снятия головки блока.

Ремонт головки блока цилиндров на ВАЗ

Качественный ремонт головки блока цилиндров (сокращенно ГБЦ) является залогом слаженной и бесперебойной работы двигателя при любых условиях. От того, насколько качественно были выполнены работы по ремонту, будет зависеть будущий уровень потребления топлива, тяга мотора, его мощность и показатели динамики. В данной статье мы рассмотрим, как качественно произвести ремонт головки блока цилиндров ВАЗ 2110-1113 своими руками.

Процесс снятия детали с автомобиля

Каждая запчасть перед ремонтом предварительно разбирается. И ремонт головки блока цилиндров тому не исключение. Итак, поэтапный процесс:

  1. Сливаем антизамерзайку (охлаждающую жидкость) с двигателя.
  2. Демонтируем карбюратор, заранее отсоединив с него все шланги провода.
  3. Снимаем воздушный фильтр.

После демонтажа всех этих деталей следует снять крышку головки и совместить все метки на шкиве коленчатого вала с меткой, которая расположена на крышке распредвала.

Как производится ремонт головки блока цилиндров?

ВАЗ-2112 и все остальные модели «десятого» семейства ремонтируются в несколько этапов, каждый из которых требует определённых навыков и знаний. И если сделать что-то не так, вся работа пойдёт коту под хвост. Поэтому если вы не уверены в своих силах, доверьте работу профессиональным мастерам. Ниже будут приведены этапы, соблюдая которые можно произвести качественный ремонт:

  1. Для начала следует заделать все трещины, которые возникли во время эксплуатации ГБЦ. Делать это нужно при помощи аргонной сварки. В случае если головка цилиндров помимо сколов ещё и деформирована, тогда следует выровнять её конструкцию при помощи фрезеровочного или же шлифовального станка.
  2. Далее нужно произвести замену направляющих втулок клапана.
  3. После следует поменять клапаны и установить новые маслосъемные колпачки.
  4. Если была обнаружена неисправность толкателей, коромысла или же распределительного вала, необходимо полностью их заменить.

Как видите, данный процесс состоит из очень серьёзных работ, поэтому перед началом и во время данного процесса следует внимательно следить за последовательностью своих действий и не нарушать данного алгоритма.

Почему головка блока нуждается в ремонте?

Самой главной причиной, по которой ГБЦ преждевременно выходит из строя, является частый перегрев двигателя. Летом можно не раз встретить перегревшиеся «Жигули» или «ГАЗели» на обочине. А для того чтобы этого не случалось, рекомендуется установить радиатор с большим количеством секций и не выжимать из двигателя всю мощь. Если же перегрев мотора случается несколько раз, то в таком случае ГБЦ не только покрывается в сколах и трещинах, но ещё и деформируется. Последний вид поломок очень трудно устранить самому, да и на СТО ситуация не лучше — ремонт головки блока цилиндров выльется не в одну тысячу рублей. Поэтому берегите свой автомобиль и старайтесь не перегревать его летом, а также не превышать предельно допустимых оборотов, иначе преждевременный выход из строя ГБЦ будет неизбежен.