Замена щеток генератора на ВАЗ

Замена щеток генератора ВАЗ 2107

О проблеме в системе электропитания сигнализирует стрелка зарядки аккумулятора. Это указывает на то, что при работающем двигателе, зарядка АКБ происходит плохо.

Вольтметр показал напряжение 11,2 вольта. В конечном итоге подозрение падает на генератор.

Приступаем к ремонту. Для начала снимаем клеммы и вынимаем АКБ.

Ключом «на 17» отворачиваем гайку и снимаем регулировочную планку.

Сдвигаем изоляционный чехол, ключом «на 10» отвинчиваемым гайку крепления проводов на выводе «30» генератора и отсоединяем провода.

Отсоединяем колодку провода от вывода «61» генератора.

Головкой на «19» отворачиваем гайку нижнего крепления генератора.

Снимаем ремень привода со шкива генератора.

Выбиваем болт и вынимаем втулку. Следует учесть, что при этом генератор будет держаться на кронштейне.

Снимаем генератор с автомобиля, опустив его вниз между кронштейном и балкой переднего моста.

А вот и виновник «долгого пути» винт с сорванными краями.

Устанавливаем генератор в тиски и отвёрткой выкручиваем два болта щёткодержателя.

Старый щёткодержатель со щётками.

Устанавливаем новый щёткодержатель, собираем всё в обратной последовательности.

Автомобили ВАЗ 2107/2105 имеют генераторы двух типов: ранние модели автомашин оборудованы генератором Г-222, а более позднего производства — генератором 37.3701. По своим характеристикам они практически одинаковые, поэтому имеют взаимозаменяемые детали.

Механика генератора такова, что для выработки электротока ротор генератора вращается от ремня, приводящегося в движение шкивом коленвала двигателя. Ток обмотки ротора, протекая через медно-графитные щётки, запитывает всю электросистему авто. Так как щетки в щеткодержателе постоянно соприкасаются с валом ротора, происходит постепенное изнашивание и возникает необходимость в их замене.

Признаки выхода из строя щеток генератор ВАЗ 2107/ВАЗ 2105

На случай неисправности генератора в системе электрооборудования автомобиля предусмотрена индикация поломок. Когда генератор неисправен — зажигается значок лампы аккумуляторной батареи. Но нужно взять в расчёт, что причиной поломки может быть банальный выход из строя предохранителя в цепи, поэтому после проверки предохранителя необходимо далее продолжить поиск неисправностей, осуществляя проверку щёток, выпрямителя, регулятора напряжения.

Чтобы осуществить проверку регулятора напряжения необходимо подсоединить вольтметр к щёткам. К выводу регулятора подсоединяем «плюс» от аккумуляторной батареи в 12В, а к выводу «земля» присоединяем «минус». Если же напряжение отсутствует, то регулятор дефектный и требует замены.

Иногда о нарушении работоспособности или о скором выходе из строя щёток свидетельствует нарушение подачи тока в электропитании автомобиля: пропадает или меркнет свет осветительных приборов и фар, перестаёт работать прикуриватель или радиоприёмник, печка перестаёт греть или АКБ слишком быстро разряжается.

Советы по замене щёток генератора ВАЗ 2107/ ВАЗ 2105

Если вы уверены в обязательности замены именно щеток, то их можно поменять своими руками и без снятия генератора. Для этого отключаем питание АКБ, откручиваем два винта держателя щёточного узла и меняем узел. В другом случае, когда не получается открутить болты или нужна расширенная диагностика исправности деталей генератора, то необходимо произвести снятие генератора.

Возбраняется запуск генератора автомобиля с отсоединенным аккумулятором. Это приведёт к кратковременному повышению напряжения на клемме «30», вследствие чего придут в негодность детали выпрямителя и устройства электросети автомобиля.

Для замены щёток понадобится следующие инструменты:

  • накидные ключи на «8», «13»;
  • трещотка;
  • набором насадок «на 13», «на 10», «на 17»; «на 19»;
  • отвёртка плоская и крестообразная;
  • проникающая жидкость WD 40;
  • тиски (если понадобятся);
  • новые щётки на генератор ВАЗ 2107.

Цена щёток ВАЗ 21013701470 составляет 34 рубля. Их аналог от UTM с артикулом HE0703A — 120 рублей.

Цена актуальна для Москвы и области на лето 2017.

Замена щеток генератора ваз 2112 и реле регулятора с конденсатором

Если на вашем автомобиле ваз2112 периодически разряжается аккумулятор, тусклый свет фар, при работающем моторе, на приборной панели горит, либо мигает лампа разрядки аккумуляторной батареи, все это свидетельствует о неисправности генератора. Причин может быть множество, однако не стоит спешить, менять генератор целиком, или мчаться на станцию тех обслуживания, где заплатите хорошие деньги за плевый ремонт (так довольно часто случается).

Чаще всего причина кроется в маленьком блоке реле регулятора со щетками и конденсатором. Замена щёток генератора ваз 2112обычно решает проблемы надолго и в серьез, обходится не дорого, времени занимает минимум, и выполнить ее своими руками может каждый (для этого даже не нужно снимать генератор с машины!).

Щетки служат для передачи электрического контакта от ротора генератора к его выходам и далее к аккумулятору и другим деталям электрической цепи машины. От их состояния зависит хороший контакт и стабильная передача напряжения от генератора, стабильная зарядка аккумулятора и яркость света фар при заведенном моторе.

Как выполняется замена

Понадобится крестовая отвертка.

На ваз 2112 замена щеток генератора производится в таком порядке:

  • Отсоединяем провода клемм аккумуляторной батареи
  • Затем отключаем колодку с проводком от вывода «D» электрогенератора и проводок от болта (вывода «В+»)
  • Отжимаем три защелки, и снимаем пластмассовый защитный кожух
  • Откручиваем отверткой два винта, крепящих щеткодержатель (на фото внизу на них указывают стрелки)

Отверткой выкручиваем винты, крепящие щеткодержатель

  • Осторожно вынимаем щеткодержатель, чтобы сохранить в целости щетки, и отключаем от него колодку с проводками
  • Затем снимаем гайку крепления с контактного болта
  • Достаем пружинную шайбу
  • Снимаем дистанционную шайбу, затем отсоединяем от контактного болта

наконечник провода конденсатора

  • Отворачиваем винт, крепящий конденсатор и снимите его
  • Снимаем конденсатор с электрогенератора

    Вот и все, процесс снятия занял не много времени, цена ремонта, покупка нового блока копеечная, стоит ли переплачивать и обращаться на СТО.

    Диагностика неисправности

    Теперь, когда щеткодержатель с регулятором и конденсатор у нас в руках, замена щеток генератора на ваз 2112 выполняется вместе со щеткодержателем и реле регулятором, однако надо убедиться, что причина неисправности кроется именно здесь, поэтому начинаем искать неисправность.

    • Необходимо зачистить контакт на щеткодержателе наждачной бумагой, они отмечены на фото ниже, плохой контакт в этом месте тоже может быть причиной плохой работы электрогенератора

    Зачищаем выделенный красным контакт

    • Проверяем исправность реле — регулятора напряжения, для этого подсоединяем лампочку на 12 Вольт к щеткам
    • Подаем напряжение 12 Вольт, на клемму идет «+», а на массу «–» щеткодержателя
    • Контрольная лампочка при этом должна загореться

    Подключаем лампочку к щеткам и подаем на контакты реле – регулятора напряжение 12 Вольт

    • Далее, подаем напряжение повыше: 15–16 Вольт – лампочка должна погаснуть
    • Когда лампочка горит либо не загорается в обоих случаях, это значит что, регулятор неисправен, и его необходимо заменить вместе со щеткодержателем
    • Проверяем легкость передвижения щеток в корпусе щеткодержателя и высоту их выступания
    • Если они выступают из корпуса менее чем 5 миллиметров, нужна замена, щетки генератора ваз 2112 меняются вместе с реле — регулятором напряжения и щеткодержателем

    Требуемая высота выступания щеток

    • Если вы обнаружили на щетках сколы и трещины тогда замените на ваз 2112 щетки генератора
    • Для смены одних только щеток выдвигаем, держатель из корпуса реле — регулятора напряжения, для этого нажимаем на вывод «В»
    • Прежде чем установить регулятор напряжения с новыми щетками на место, продуйте установочное гнездо на генераторе от пыли и протрите от масла

    На этом для ваз 2112 замена щеток на генераторе завершается, переходим к последней маленькой, но важной детали — конденсатору(см.Меняем конденсатор (генератор ваз)).

    Совет: Когда на контактных кольцах электрогенератора уже есть износ, рекомендуется немного сточить уголки соприкосновения на щетках, так новые щетки будут легче попадать в канавки потертых контактных колец

    Функции и проверка конденсатора

    Если никогда не имели дел с конденсаторами, вам поможет эта инструкция:

    • Конденсатор предназначен для защиты всего электронного оборудования машины от импульсов (скачков) напряжения, появляющихся в системе зажигания, он также снижает помехи радиоприема
    • При повреждении конденсатора либо ослаблении его крепления на электрогенераторе (ухудшается контакт с корпусом) резко увеличивает помехи радиоприемника при работающем моторе

    Исправность его можно проверить с помощью мегомметра либо тестера (со шкалой 1–10 Мега Ом):

    • Подсоединяем щупы нашего тестера к клеммам конденсатора
    • Перед подключением он должен показывать бесконечность
    • Сопротивление уменьшается только в момент подключения, а затем должно вернуться снова в бесконечность
    • Это означает, что конденсатор исправен
    • Иначе конденсатор следует заменить

    Внимание: На электрогенераторе ваз2112 устанавливается конденсатор К73-58-4. Маркировка расположена на корпусе сбоку. Во избежание проблем не рекомендуется устанавливать конденсатор иного типа.

    • Прикручиваем конденсатор назад, обращаем внимание, что конденсатор важно точно сориентировать относительно специального установочного выступа, расположенного на крышке электрогенератора, иначе щеткодержатель не попадет на свое место
    • Подключаем обратно разъем к щеткодержателю (изгиб выхода проводка смотрит наверх) прикручиваем его обратно, при этом щетки обязательно должны попасть, на контактные кольца
    • Защелкиваем пластиковую крышку, вставляем и прикручиваем и провода назад
    • Если на болте «+» под гайкой находится пружинная шайба, ее нужно убрать,

    под ней часто скапливается грязь и влага, что часто приводит к окислению и ухудшению контактов

  • Надеваем клеммы на аккумулятор
  • На этом все, что касается ваз 2112 генератор, замена щеток окончено, если какие-то моменты вам не совсем понятны, рекомендуем посмотреть видео.

    Замена щеток генератора на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

    Щетки генератора — одна из важнейших деталей генератора которая стоит копейки и заменяется буквально за 20-30 минут, если вы давно занимаетесь уже ремонтом автомобилей и меняли эти щётки не раз, то и за минут 10 управитесь, кстати благодаря щёткам аккумуляторная батарея заряжается, а так же ток от генератора подаётся в бортовую сеть, но при выходе их из строя на автомобиле уже как говорится не поездишь, потому что сразу загорится лампа заряда аккумуляторной батареи (С этой лампой мы вас чуть позже ещё познакомим), которая будет говорить о том, что напряжение генератор не даёт и он нуждается в осмотре (В этом случае машина за счёт одного аккумулятора работать будет), а если вдруг в каком то не подходящем месте аккумулятор сядет, то автомобиль заглохнет и вы его больше не заведёте (Когда садится аккумулятор, ток перестает поступать в систему зажигания, в связи с чем пропадает искра и топливно-воздушная смесь перестаёт воспламеняться и тем самым автомобиль сразу глохнет), поэтому эксплуатировать автомобиль после того как загорелась аккумуляторная батарея на приборной панели, вообще не рекомендуется.

    Чтобы произвести замену щеток генератора, из инструментов придётся взять: Гаечные ключи, накидными ещё запаситесь если есть, а ещё лучше накидными головками с воротком, кроме этого новые щётки купите (Если уверенны что именно они износились, если генератор ещё не снимали и уже грешите на щётки, то покупать ничего не нужно, потому что щётки визуально проверяются а не так, захотел их заменить потому что генератор ток не даёт и заменил) и пару отвёрток возьмите которыми щётки выкручивать будете (Они винтами к генератору крепятся)!

    Где находятся щетки генератора?

    Под крышкой генератора они располагаются которую будет нужно снять (Указана красной стрелкой) и после этого отвернуть винты которые крепят регулятор напряжения (Регулятор указан синей стрелкой), спросите а при чём здесь регулятор, объясняем регулятор идёт в сборе со щётками, винтами крепятся не сами щётки а регулятор, а сами щётки во внутрь генератора вставлены, поэтому не забудьте это потому что мы ещё не раз в этой статье будет упоминать об этом самом регуляторе напряжения.

    Если у вас загорелась та самая лампа заряда аккумуляторной батареи которая для наглядности на фото ниже указана стрелкой, то нужно подумывать о том, чтобы проверить предохранитель который идёт на генератор и при необходимости его заменить, если с предохранителем всё в порядке и после его замены данная лампа так и не перестаёт гореть когда двигатель работает, то приступайте к снятию генератора и проверки щёток, диодного моста и т.д., кстати про симптомы вышедших из строя щёток скажем так, первом делом если что то с ними случилось то в автомобиле загорится лампа заряда АКБ, так же могут выключится некоторые приборы (Поворотники к примеру перестанут работать, при условии что предохранитель идущий на них цел), хуже начать приборы ещё могут (Свет по тускнел, печка начинает хуже работать), ну и аккумуляторная батарея в скорем времени разрядится, поэтому будьте аккуратны, а то автомобиль заглохнет и больше не заведётся.

    Как заменить щетки генератора на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?

    Щётки можно заменить двумя способами, какой выберите именно вы, решать только вам, первый способ заключается в снятии генератора с автомобиля и в замене щёток (Удобно, но времени больше занимает), второй способ заключается просто в отсоединении клеммы минус с АКБ (Как скинуть клемму, читайте в пункте 1 статьи: «Замена аккумулятора на автомобиле») и в проделывании всей работы на установленном генераторе на автомобиле (Не очень удобно но и не сложно будет щётки снять, если всё будете делать правильно, то сэкономите чуточку времени, если же инструментов коротких и подходящих для этого не будет, то даже и преступать к такой работе не имеет смысла, лучше всё на снятом генераторе делайте, а о том как снять генератор, читайте в статье: «Замена генератора в автомобиле»)!

    1. Чтобы поменять щётки, сперва отожмите три защёлки на генераторе по бокам, которые крепят к нему крышку и после чего эту крышку от генератора отсоедините (см. маленькое фото), теперь у вас появляется доступ к регулятору напряжения, у него есть два винта которые его крепят (Указаны синими стрелками), вы эти винты выкрутите и после этого потянув за регулятор, отсоедините и тем самым снимите его полностью с генератора.

    Когда вы сняли регулятор, вы можете его целиком со щётками поменять или же если у вас нет такой возможности (Не где не продаётся он или просто денег на регулятор нет), то можно найти щётки отдельно и заменить только их, они к регулятору по средством пайки крепятся (Вернее их провода припаяны к клеммам регулятора), поэтому в этом случае берите паяльник и отпаяйте провода идущие от щёток и после чего снимите их с регулятора и новые точно так же, по средством пайки на те же места установите, более подробно всё смотрите в ролике который размещён ниже, но только в нём звука нет, но в принципе и по видео всё прекрасно понятно!

    2. Пару слов про проверку щёток скажем, как только вы регулятор вынете поглядите на сами щётки которые должны быть в нормальном состоянии и иметь длину не менее 5 мм (см. фото 1), если меньше они меньше, то либо меняйте их отдельно, либо же целиком весь регулятор заменяйте чтобы проблем уже точно никаких в будущем у вас не было с ним, так же проверить сам регулятор можно следующим образом, подсоедините контрольную лампу на 12 Вольт как показано на схеме 2 (То есть к щёткам) и подайте это же самое напряжение 12 Вольт (Аккумулятор подать может, то есть от него провода тоненькие какие ни будь проведите) «+» на клемму, а «-» на массу, при этом лампа должна будет загореться и тоже самое проделайте но только подайте ток уже не на 12 В, а на 15-16 В и если лампа погаснет, то всё с регулятором в порядке и он не нуждается в замене.

    Более подробно и наглядно увидеть процесс замены регулятора напряжения на новый, вы можете в ролике который размещён чуть ниже:

    Замена щеток генератора на ВАЗ-2113, 2114, 2115

    Щетки генератора служат проводниками электрического тока: подводят и отводят его. Благодаря их работе генератор вырабатывает напряжение, что способствует стабильному функционированию электронных механизмов автомобиля.

    Щетки делают из графита, особенно популярны угольные детали, а для двигателей, работающих на высоких оборотах, щетки пропитывают специальным составом, что не дает им прийти в негодность раньше положенного времени.

    Основные неисправности

    Первостепенной причиной поломки генераторных щеток является их износ, который дает о себе знать плохим зарядом аккумулятора. Обнаружить вышедшую из строя деталь можно по следующим неполадкам:

    • сбои в напряжении;
    • быстро разряжается или совсем не заряжается аккумулятор;
    • фары начинают гореть гораздо слабее или моргают;
    • моргают приборные лампочки;
    • не хватает напряжения для работы электроники и она отключается (магнитола, например).

    Зачем менять щетки

    В случае обнаружения признаков поломки щеток следует их заменить. Если не осуществить ремонт своевременно, есть вероятность того, что вскоре потребуется покупка нового генератора, а это уже совершенно другие расходы. Аккумулятор может продержать зажигание без щеток только в течение нескольких минут, а это значит, что его придется постоянно заряжать. А вскоре и заменить.

    Проверить состояние щеток можно по величине их выступа из посадочного гнезда. Если размер выступа не достигает пяти миллиметров, значит их следует немедленно заменить, чтобы избежать возможных проблем.

    Замену рекомендуется производить каждые 50000 км или каждый сезон, что является залогом безопасной эксплуатации транспортного средства. Лучше иметь запасной комплект запчастей, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге с последующим вызовом эвакуатора.

    За комплект щеток потребуется заплатить от 150 до 200 рублей в зависимости от магазина. Стоимость ремонта в автосервисе обойдется в 200-300 рублей, недорого, конечно, но зачем платить за то, что можно сделать самостоятельно?

    Процесс замены старых щеток на новые не занимает много времени и не требует специальных знаний. Единственное, что необходимо подготовить, так это инструменты:

    • накидной ключ на 13;
    • плоская отвертка (обыкновенная);
    • торцевая головка на 8 с трещоткой.

    Без снятия генератора

    Если вы уверены, что проблема поломки автомобиля — неисправность именно щеток генератора, тогда можно обойтись и без его снятия.

    1. Выключаем клемму минусовую.
    2. Отсоединяем провода.
    3. На корпусе щеткодержателя выкручиваем два болта, держащие его.
    4. Извлекаем конструкцию.
    5. Проверяем на наличие повреждений, размера выступающей части щеток (он должен быть не менее 5мм).
    6. Устанавливаем новые элементы и производим монтаж в обратной последовательности.

    При снятом генераторе

    Причиной плохой зарядки автомобиля могут быть не только щетки, но и ремень генератора. Чтобы исключить это момент, при замене щеток следует его снять, для проверки состояния ремня.

    Для начала производим демонтаж агрегата.

    1. Выкручиваем болт, крепящий ремень генератора.

  • Агрегат отодвигаем к двигателю и снимаем ремень.
  • Откручиваем планку натяжителя и убираем ее.
  • Отсоединяем штекер и клеммы.
  • Вытаскиваем деталь.
  • Переходим к щеткам

    • Открываем защитный кожух (крышка).

  • Отсоединяем провода питания щеток.
  • Выворачиваем два болта, крепящих нужным нам элемент.
  • С правой стороны, используя ключ на 13 выворачиваем одну гайку.
  • Регулятор напряжения следует поднять.

  • Старые щетки проверяем.
  • Очищаем место их расположения.
  • Устанавливаем новые элементы и собираем все в обратной последовательности.
  • Итог замены

    После замены могут выдаваться ошибки о низком заряде батареи или о неисправности генератора, не нужно сразу же пытаться найти причину поломки. Такое явление не редкость, поскольку новые щетки только начали притираться. Спустя некоторое время все придет в норму, и вы сможете спокойно продолжить эксплуатацию автомобиля.